Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877), двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечаем 10 декабря, родился в Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию. В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.
В 1847 Н.А. Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. В период работы над «Современником» Н.А. Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту. В 1869 Н.А. Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Н.А. Некрасова отразила огромные изменения в жизни русского народа, поднимавшегося к освободительной борьбе, и это установило особое место Н.А. Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века.
«Тема народа, крестьянства, олицетворенная в безграничном многообразии видов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Н.А. Некрасова — от ранних стихотворений “Тройка” и “Родина” до известных поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу».
Итак, всё, о чём бы ни писал Н.А. Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. Вот почему его стихи так близки народным напевам. «Колыбельная песня» по интонации относится к колыбельным песням, в ней употребляются характерные для русской песни слова и обороты: («Махну рукой», «Клик»), обращения: «Спи, пострел, пока безвредный!» Автор качает ребенка, приговаривая: «Баю-баю», своей песней он предостерегает мальчика от участи своего отца.
Обращение композиторов к творчеству Н. Н.А.Некрасова. О музыкальности стихов Н.А.Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения М.П. Мусоргского, П.И Чайковского, Ц.А. Кюи.
Модест Петрович Мусоргский.
По богатству и разнообразию воссозданных человеческих характеров творчество Мусоргского не знает себе равных в истории музыкального искусства. Обращение к крестьянской тематике и сочувствие идеям крестьянской революции сближают Мусоргского с Н.А.Некрасовым. М.П. Мусоргский создает сборник «Юные годы», включающий в себя романсы «Калистрат» и «Колыбельная Еремушке» на слова Н.А.Некрасова
Петр Ильич Чайковский.
П.И. Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни, одним из самых известных его романсов является: «Прости, не помни дней паденья» на слова Н.А.Некрасова.
Цезарь Анатольевич Кюи.
Ц.А. Кюи оставил за собой огромное творческое наследие, включающее в себя, в том числе и романсы на стихи Н.А.Некрасова, самым знаменитым является: «Сват и жених».
Все стихотворения Н.А.Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с общественной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше — ко второй.
Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как «Тройка», «Несжатая полоса», «Зеленый шум», «Внимая ужасам войны», «Душно! Без счастья и воли», «Калистрат».
А также композиторы писали музыку к поэмам: «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники» и др.
Произведения Н.А. Некрасова, ставшие романсами
Как уже говорилось, часто, благодаря своей лиричности и необыкновенной напевности, стихотворения Н.А. Некрасова становились романсами. Абсолютное первенство получило лирическое стихотворение «Прости!» (42 произведения). Такое внимание к нему вполне объяснимо: стихотворение характерно предельным сосредоточением лирических чувств, поэтический текст не только сам ложится на музыку, — он как будто изъят из бытового романса.
Романс С. Танеева «Бьется сердце беспокойное» также написан на стихи Н.А. Некрасова, посвященная А.Н. Плещееву (1825-1893): Бьется сердце беспокойное, Отуманились глаза. Дуновенье страсти знойное Налетело, как гроза. Вспоминаю очи ясные Дальней странницы моей, Повторяю стансы страстные, Что сложил когда-то ей. Я зову ее, желанную: Улетим с тобою вновь В ту страну обетованную, Где венчала нас любовь! Розы там цветут душистее, Там лазурней небеса, Соловьи там голосистее, Густолиственней леса… В 1902 г. великий С. Рахманинов на стихи Н.А. Некрасова «Зеленый шум» написал свою кантату «Весна». В исполнении Ф.И. Шаляпина произведение прозвучало в Петербурге 8 января 1905 г.
Весь окружающий мир в его произведениях Н.А. Некрасова озвучен, наполнен жизнью, тишина для него — часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь — песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет и умирает, и не случайно, поэтому последний Некрасовский текст (в прижизненном издании) завершается его известной колыбельной:
Уступит свету мрак упрямый, Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой, Баю-баю-баю ("Баюшки-баю")
В музыкально-нотном отделе можно найти произведения Н.А. Некрасова, которые отображены в музыке композиторов-классиков:
За праздничным столом [Ноты] :песенник : популярные русские песни и романсы с нотами и аккордами / [сост. Павленко Борис Михайлович]. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. — (Любимые мелодии).
Мусоргский М. Избранные романсы и песни.-Музыка.;Ленинградское отд.;1979.232с., с нот.
Народные песни из репертуара С. Я.Лемешева [Ноты] : для тенора в сопровождении фортепиано / [поет С.Лемешев ; составитель и автор предисловия В. Кудрявцева-Лемешева. -2-е издание. — Москва : Музыка, 1988. — 94, [1] с. : портр. ; 29 см.
От всей души [Ноты] : песенник :популярные русские песни и романсы с нотами и аккордами / [сост. Б.М. Павленко]. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 118 с. ; 29 см.
Чайковский П.И. Избранные романсы. -для низкого голоса в сопр. фортепиано;.-Москва. Музыка.; 1985. 48с., с нот.
Материал подготовила и опубликовала зав. сектором читального зала Гудзь Н.И.