6 декабря — День памяти святого благоверного князя Александра Невского. 6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 года князь Александр Невский был погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире.12 сентября 1724 года мощи святого благоверного великого князя Александра Невского по повелению Петра Великого были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. Ему были благодарны не только потомки, но и люди, живущие в современности, многие прославленные творцы восхваляли его образ в искусстве. Его имя всегда на слуху, так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства: в древнерусской литературе, художественной литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, скульптуре.
Триптих Ю.Пантюхина «За землю Русскую» является масштабной и сложной работой, отражает события Древней Руси и Руси Великой. Художник не сразу задумал такую большую работу, первой появилась левая часть триптиха «Александр Невский»- 2003г.. Картина отражает образ молодого князя-полководца Александра Невского. Возвращение князя Александра в Новгород изображено на триптихе. Его фигура уже стоит как бы во главе собранного войска. Его поза свободна и уверенна, позади него верное ему войско, русская святая Земля, олицетворением которой служит Новгородская София, расположенная на дальнем плане картины. Стяги с иконами и знамена воинов, изображенные на среднем плане, вновь переводят взгляд зрителя на центральную фигуру Александра, за спиной которого гордо реет синий стяг со святым ликом, из-за синего полотнища выбивается икона со Св. Георгием Победоносцем, — все это русские символы веры, надежды и победы над захватчиками. Александр Невский стоит на возвышении, его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святок власти, его молодое лицо, выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Темно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту. Все остальное: вертикальные фигуры воинов, с поднятыми копьями, усиливают вертикали Софии новгородской, купола которой тянутся к просвету в небе. Белые объемные облака к горизонту наполняются серебром и переходят в дальний пейзаж с церквушкой, расположенной на берегу реки Волхов. Высоко парящие в небе птицы задают всей композиции и ее образу романтический настрой, но в тоже время он не лишен динамики. Напротив, произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.
Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.
«Александр Невский поражает ярла Биргера». Художник Н.Рерих. Князь Александр Ярославич в пылу сражения сумел дотянуться своим копьем до шведского предводителя Биргера, наложив на его лицо «печать». Впрочем, участие в этой битве ярла (князя) Биргера, будущего правителя Швеции, регента при малолетнем сыне-короле, прослеживается только по русским летописным источникам.
Работа, решенная Рерихом в плоскостной декоративной манере, является эскизом к одному из мозаичных панно, которые художник создавал в эти годы для архитектурных построек. Это панно осуществлено не было.
Н.К. Рерих «Александр Невский после Ледового побоища». На вершине снежного холма в сиянии света остановился на коне Александр Невский, склонивший голову у погибшего воина в красном плаще. Князь изображён Рерихом в момент скорби и сострадания о павших в битве воинах.
Серов Владимир Александрович (1910–1968) – советский живописец и график, педагог и профессор, президент Академии художеств СССР в 1962–1968 годах. В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. Его большая многофигурная историческая картина«Ледовое побоище» (1942) находится в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого. Написана картина в блокадном Ленинграде, она посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду Чудского озера.
П.Д.Корин «Александр Невский».
Корин Павел Дмитриевич (1892–1967) – российский и советский живописец. Триптих «Александр Невский» был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику стала центральной в искусстве. Павел Дмитриевич начал работать над триптихом осенью 1942 года. В трудный, грозный час истории человечества художник обратился к образу, который олицетворял для него доблесть, славу и непобедимость России.Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Она была призвана вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить. Художник использовал историко-археологические данные о русской художественной культуре XIII века,изображая одежду, боевые доспехи, знамя Невского. Его Александр – не двадцатилетний юноша, а опытный, зрелый полководец Невский. Репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город.
«Невская битва. Поединок Невского и Биргера» Художник Ф.Моллер.
Моллер Фёдор Антонович (при рождении Отто Фридрих Теодор Моллер; 1812–1874) – русский художник иофицер, академик и профессор Императорской академии художеств, ученик Карла Брюллова. На картине Моллера запечатлён кульминационный момент Невской битвы, о которой в «Повести о житииАлександра Невского» (XIII век) говорится так: «…и была сеча великая, и перебил их князь бесчисленное множество,а на лице самого короля оставил след острого копья своего». Под королём имеется ввиду Биргер, ставший правителем Швеции в 1248 году.
Г. Семирадский Князь Александр Невский принимает папских легатов, 1876г.
Полотно представляет российский период творчества известного художника. Перед началом росписей самих хоров Семирадский долго разрабатывал эскизы, чтобы максимально точно отобразить сюжет из жизни Святого Александра Невского. Художнику придется воплотить в личности Невского и мудрого правителя и человека с огромной душой, что и позволило ему быть причисленным к лику святых. К сожалению, роспись не сохранилась, и судить о величественной картине можно только по эскизам.
Скульптурные памятники, посвящённые князю, поражают своей мощью, суровостью лика, исполинскими размерами. Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга. Монумент в Санкт-Петербурге, создан по проекту архитектора Валентина Козенюка и установлен в 2002 году напротив входа в Александро-Невскую лавру.
В Пскове установили памятник Невскому на горе Соколиха, так как именно в этом городе в 1242 году произошел разгром тевтонских рыцарей на Чудском озере. Создателем статуи «Дружина Александра Невского» является архитектор Иосиф Козловский. Победа на Неве послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых. За Александром с тех пор навсегда осталось прозвание «Невского». 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой, а в 1942 году день Ледового побоища совпал с Пасхой. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского.
По сей день в русском народе живет вера в то, что Александр Невский охраняет рубежи Российского государства.
Материал подготовила зав.МНО Черногрицкая Е.Ю.
Использованы материалы https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/rerih_n._k._aleksandr_nevskiy_porazhaet_yarla_birgera._1904._zh-1960/index.php http://dpo-smolensk.ru/libriary/exhibition/2020-nevskiy/kartina.php http://pantyukhin.ru/aleksandr-nevskiy/ https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-genrixa-semiradskogo-aleksandr-nevskij-prinimaet-papskix-legatov/