Одни считают его волшебником, другие — просто талантливым бизнесменом своего столетия. Созданные им мультипликационные персонажи полюбились нескольким поколениям детей, мультфильмы о приключениях мышонка Микки, олененка Бэмби, утенка Дональда, сказки о Золушке и Белоснежке стали классикой американского семейного кино, а его киностудия за несколько лет выросла в крупнейший конгломерат мировой индустрии развлечений. Уолт Дистней – основатель компании Уолт Дисней Пикчерс, художник-мультипликатор, сценарист и актер. 5 декабря отмечаем 120-летие волшебника мультипликации.
Уолт Дисней был пионером в использовании музыки в анимационных фильмах. Его любовь к классической музыке в сочетании с талантом его мультипликаторов рассказывать захватывающие и красивые истории подарила нам шедевры анимации, которые хочется смотреть и слушать и сегодня, спустя десятилетия. Именно в начале 30-х годов в мультипликационном кино сложились свои приемы музыкального оформления. Лучше всего это иллюстрирует серия Диснея «Забавные Симфонии», воплощающие в зрительных образах известные музыкальные произведения. Сериал «Забавные Симфонии», был запущен в 1929 году. Первой стала симфония «Танец Скелетов» 1929 года, идея для которой была взята в классической композиции «Danse Macabre» — «Пляска смерти» французского импрессиониста Камиля Сен-Санса.
Отдельно стоит упомянуть о мультфильме «Фантазия». Это один из первых полнометражных мультфильмов студии Уолта Диснея, созданный в 1940, вышедший на широкий экран в январе 1942 года, в самый разгар Второй Мировой войны. Фильм состоит из семи эпизодов, музыкальным фоном в которых служат классические произведения. Идею о визуальном воплощении в нескольких новеллах классических музыкальных тем предложил британский и американский дирижёр Леопольд Стоковский .
- токатта и фуга ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Известная ре-минорная токката и фуга Иоганна Себастьяна Баха была выбрана в качестве заглавной композиции «Фантазии» не случайно. Именно ее создатели считали абсолютной музыкой. Согласно замыслу Уолта Диснея подобный визуальный ряд должен полностью погрузить зрителя в мир абсолютной музыки. Сначала внимание зрителей сосредоточено на оркестре, затем под действием музыки воображение представляет нечто другое. Абстрактные фигуры, выплывающие на экране и танцующие со смычками и струнами, не мешают восприятию музыки, а напротив, словно помогают зрителю открыть свое собственное видение классического произведения.
- симфоническая поэма Поля Дюка,«Ученик чародея»;
- сюита из балета «Щелкунчик», объединяющая несколько музыкальных фрагментов из балета Петра Чайковского – «Танец Феи Драже», «Китайский танец», «Танец пастушков», «Арабский танец», «Русский танец» и «Вальс цветов»;
- «Весна священная» Игоря Стравинского;
- Симфония № 6 фа мажор, oп. 68, «Пасторальная» Людвига ван Бетховена ;
- «Танец часов» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли;
- «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского;
- «Ave Maria» Франца Шуберта.
«Ночь на Лысой горе» — предпоследний сегмент, разыгранный под музыку Модеста Мусоргского. Дьявол Чернобог в полночь собирает злых духов, и те танцуют до первых лучей солнца.
К своей мечте создавать красивые музыкальные сказки Уолт Дисней смог вернуться в 1946, после окончания войны.
Студия создала короткометражку длительностью в 15 минут по симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк». Диснеевская версия «Пети и волка» делает классическую музыку доступной и легкой. Музыкальная сказка во всем мире является одним из самых исполняемых сочинений Прокофьева. Великий композитор лично сыграл на фортепиано «Петю и волка» и подарил Диснею партитуру этого сочинения.
Кошачий концерт Этот эпизод выиграл премию Оскар как лучший короткометражный мультфильм. В 1994 году попал в список 50 величайших мультфильмов всех времен и занял там 42 место. Звучит «Венгерская рапсодия №2», которую в свое время написал великий композитор Ференц Лист.
В 1947 году Уолт Дисней решил вернуться к созданию полнометражных мультфильмов. Он брал классические сюжеты – «Питер Пэн», «Золушка», «Алиса в стране Чудес» и «Спящая красавица». Партитура Джорджа Брунса к фильму «Спящая красавица» 1959 года была вдохновлена одноименным балетом П. Чайковского и щедро использовала темы и мелодии из оригинала. Знаменитая лирическая пьеса «Однажды во сне» – фрагмент Чайковского «Вальс Гирлянд».
Уолт Дисней ушел из жизни в 1966, но его фильмы стали культурным и социальным феноменом. Для Диснея музыка была равноправным компонентом кинопроизведения, одним из важнейших голосов кинематографической полифонии, нередко становящийся ключом к раскрытию содержания фильма. «Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы», – писал Дисней в своем дневнике в 1962 году. Этот принцип он завещал своим наследникам, работавшим над новыми мультфильмами студии «Walt Disney».
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.
Использованы материалы https://www.soundout.ru/post/disney-i-klassicheskaya-muzyka, https://www.kinopoisk.ru/media/news/2600361/comment/1577782/, https://dengivsetakipahnyt.com/istorii-o-bogatyx-lyudyax/walt-disney-biografiya.html, https://mir24.tv/articles/16280787/imperiya-kotoruyu-postroil-uolt, https://artifex.ru/%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D1%83%D0%BE%D0%BB%D1%82-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9/