«Музыкальное приношение» — концертная программа к Дню матери совместно с ДШИ им.Г.М.Балаева.

Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Песня из к/ф «Мама» (слова: Ю.Энтин, музыка: Ж.Буржоа, Т.Попа)

В музыкально-нотном отделе в концертной программе «Музыкальное приношение» 26.11.21г. прозвучали музыкальные номера — вокальные и инструментальные -к Дню матери. Исполнители- учащиеся ДШИ №7 им. Г.М.Балаева. Стихи о маме, истории из личных биографий великих композиторов, их семейные портреты и участие мам в воспитании юных гениев рассказали учащимся заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю. и преподаватель ДШИ им.Балаева Горбова Н.И.

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября, согласно Указу Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 1998 года, воздавая должное материнскому труду, их бескорыстной жертве ради блага своих детей и «в целях повышения социальной значимости материнства». С инициативой учреждения Дня матери выступил Комитет Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи. С тех пор российские мамы получили свой официальный праздник.

Мамы детей музыкантов особые, они учат своих детей, находят музыкальные школы и педагогов, участвуют, как могут в процессе обучения музыке своих детей. В музыкальной культуре России есть немало примеров мам великих композиторов, которые помогали своим талантливым детям. Зачастую, играя большую роль в становлении будущего музыкального гения. Пример тому – мама П.И.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева.

П.И.Чайковский. Родители любили музыку. Мама играла на фортепиано. Пела. Отец любил играть на флейте. Дома устраивались любительские музыкальные вечера. Музыка рано вошла в сознание мальчика, пленила его. Особенно сильное впечатление на маленького Петра (в семье его звали Петруша, Пьер). Первые уроки музыки ему преподала мама, когда ему было пять лет. Она обучила его нотной грамоте.

Александра Андреевна Ассиер-Чайковская.

В шесть лет начал уверенно играть на фортепиано, хотя, конечно, дома его учили играть не вполне профессионально, а «для себя», для простого сопровождения танцев, песен.Петр с пяти лет любил «фантазировать» на фортепиано, в том числе на темы мелодий, услышанных на домашнем механическом органе. Ему казалось, что сочинять он начал сразу как научился играть.

Кто может вернуть мир и спокойствие в душу ребёнка? Конечно, мама! Ласковая, нежная мелодия пьесы «Мама» из «Детского альбома» будто утешает, что-то объясняет ребёнку. К произведению есть ремарка автора: «С большим чувством и нежностью». Именно с таким настроением думает ребёнок о своей маме и вспоминает о ней, когда мамы нет рядом.

Музыка пьесы «Мама» очень простая, но при этом насыщеннная душевными переживаниями. Звучит она как дуэт, в котором нижний голос имеет более теплый тембр, а верхний – ясный, светлый и нежный. Трогательная и искренняя музыка произведения наполнена особым очарованием, светлой умиротворённостью и сердечностью. В ней композитор выразил тончайшие нюансы душевных переживаний: грустную взволнованность, светлую печаль, беспокойство и озабоченность. Для миниатюры композитор неслучайно выбрал тональность соль мажор, так как считается, что именно она лучше всего может передать нежные и тёплые чувства. Трёхдольный размер произведения – это тоже неспроста: спокойная вальсовость придаёт музыке особую мягкость и плавность.Наверное, такой была в воспоминаниях Петра Ильича его собственная мать.

Сергей Прокофьев начал занятия музыкой под руководством мамы, Марии Григорьевны. Еще не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет он начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. Музыканту пришлось выучить ноты как раз для того, чтобы свои маленькие произведения не потерять.

В девять лет Прокофьев впервые услышал оперу Шарля Гуно «Фауст» и понял, что пришло время от маленьких пьес перейти к крупным формам. Он написал музыку для своей первой оперы в трех действиях («Великан»), к которой все сюжетные линии придумал самостоятельно.

Заметив талант Сергея к композиции, Мария Григорьевна привела сына к известному московскому музыканту Сергею Танееву, который порекомендовал для занятий пригласить выпускника консерватории композитора Рейнгольда Глиэра.

Сергей Рахманинов. Мама, Любовь Петровна (в девичестве Бутакова), была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П.И. Бутакова. Она начала заниматься музыкой с сыном Сережей, когда ему исполнилось пять лет. Очень скоро он был признан музыкально одаренным мальчиком.

Вот и на сегодняшнем концерте «Музыкальное приношение» прозвучали пьесы «Мама» композиторов В.Гаврилина, В.Коровицына, песни «Колыбельная» из к/ф «Цирк»И. Дунаевский сл. В. Лебедев-Кумач и « Пять февральских роз» музыка и Слова В. Мартыненко для мам.

    В. Гаврилин «Мама» (исп. Новичкова Мария, преподаватель  Белозорова А.Г.)
Д. Шостакович «Вальс-шутка» (исп. Басенко Сергей, преподаватель  Зибарева В.В., концертмейстер Беспалова Л.П.)

Спасибо вам, родные! Пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.