Бортнянский Дмитрий Степанович [1751, Глухов – 28.9(10.10).1825, С.-Петербург], — крупнейший композитор, дирижёр, педагог, певец. Его отец, казак, служил гетману К. Г. Разумовскому. С 6 лет обучался в Певческой школе г. Глухов, в 1758 взят «малым певчим» в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге, где наряду с пением и муз. теорией (предположительно под рук. М. Ф. Полторацкого, Г. Ф. Раупаха, Й. Штарцера) обучался актёрскому иск-ву (у И. А. Дмитревского). Бортнянский был благосклонно принят при дворе, участвовал в придворном музицировании. С 1765 занимался композицией под рук. прибывшего в С.-Петербург Б.Галуппи. В 1768 отправлен совершенствоваться в Италию. Там продолжал учиться у Галуппи, написал 3 оперы-сериа – «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779). Вернувшись в С.-Петербург в 1779, преподнёс императрице Екатерине II свои итальянские сочинения и получил должность капельмейстера Придворной капеллы. 1780-е – 1-я пол. 1790-х гг. – время расцвета хорового творчества Бортнянского. В этот период он создал бóльшую часть (свыше 30) своих хоровых концертов. В 1784 – сер. 1790-х гг. Бортнянский был также капельмейстером «малого двора» в Павловске и Гатчине, сочинял камерную инструментальную музыку, устраивал концерты. Был учителем музыки великой княгини Марии Фёдоровны, написал для неё альбом пьес. Среди сочинений тех лет: Квинтет для ф-но, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели (1787); Концертная симфония для клавиоргана, 2 скрипок, арфы, виолы да гамба, фагота и виолончели (1790); песни и романсы (на франц. яз.; 1793). В 1786–87 написал 3 оперы, ориентированные на стиль франц. комические оперы: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник». С середины 1790-х гг. уделял много внимания общественной деятельности, посещал собрания петербургского Музыкального клуба (его членами были Д. И. Фонвизин, А. С. Строганов, Дмитревский). Предположительно состоял в масонской ложе: написал гимн на стихи М. М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе», которым сопровождались торжеств. масонские ритуалы.
В 1796, с воцарением Павла I, назначен «директором вокальной музыки» и управляющим Придворной певческой капеллы.
Бортнянский создал отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях. В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением. В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.
С 1806 действительный статский советник. Среди поздних сочинений: 2 литургии («Простое пение», 1814, и «Обедня», 1815), патриотич. песня «Певец во стане русских воинов» на текст В. А. Жуковского (опубл. в 1813), духовные гимны.
Дмитрий Степанович Бортнянский вошёл в историю прежде всего как автор хоровых концертов (35 четырёхголосных и 10 для двух хоров), самый известный из которых – «Всую прискорбна еси» (№ 33). Он в совершенстве владел всеми светскими и духовными жанрами и муз. формами (в т. ч. полифоническими) своего времени. Галантная и изящная инструментальная музыка Бортнянского ориентирована на модели западно-европейского классицизма. В вокальных сочинениях Дмитрия Степановича присущие рус. музыке конца 18 в. черты сентиментальности и пасторальности сочетаются с мелодичными интонациями, восходящими к украинской городской песне.
Представляем выставку музыкальной литературы из фонда МНО:
С. А. Дегтярёв, А. Л. Ведель, но особенно С. И. Давыдов и А. Е. Варламов испытали воздействие его творчества. Уже при жизни композитор стал классиком хоровой музыки. Его сравнивали с Моцартом, в одном из стихотворений назвали «Орфеем реки Невы» .
После смерти композитора в 1825 году архив его рукописей был передан его вдовой в Придворную певческую капеллу. Во второй половине XIX века этот архив, по утверждению исследователя Павла Сербина, «был разбазарен, многие рукописи ушли к антикварам, большая часть автографов была утеряна, в том числе, почти все его инструментальные сочинения». Какие-то ноты остались в европейских архивах.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО