27 августа 2021 г. 125-летний юбилей легендарной актрисы Фаины Раневской!
Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская родилась 27 августа (15 августа) 1896 года в Таганроге в семье Гирша (Герш) Хаимовича и Милки (Малка) Рафаиловны Фельдманов. Глава семьи был успешным предпринимателем и домовладельцем, семья была богата. Фаине (Фанни), ее старшей сестре Белле и старшим братьям (один из них умер в детстве) дали прекрасное образование.
Однако, как вспоминала актриса, ее детство не было счастливым – застенчивая и страдающая от заикания девочка сторонилась сверстников, свободное время проводила в одиночестве за книгами (на всю жизнь полюбив Пушкина и Чехова). В 14 лет Фаина увидела спектакль «Вишневый сад» А.П. Чехова, который играли гастролировавшие в Таганроге великие актеры МХТ (О.П. Книппер-Чехова, К.С. Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др.) и поняла, что должна стать актрисой. Начала посещать занятия в частной театральной студии, упорно работала над своим произношением и пластикой, участвовала в любительских спектаклях. Скандал в семье вызвало ее желание уехать учиться актерству в Москву. В 1915 году Фаина училась в одной из частных актерских школ в Москве и взяла себе сценический псевдоним Раневская в честь героини любимого «Вишневого сада».
Вскоре она начала профессиональную карьеру как актриса провинциальных театров (Малаховка, Керчь, Симферополь, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, недолго Москва и область, Гомель, Смоленск, Сталинград). Около 15 лет Фаина Раневская упорно добивалась известности, пережила революцию, Гражданскую войну, голод 1920-х, страшную бедность (ее семья эмигрировала в 1917). Она в прямом смысле жила театром, прошла долгий путь от «героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом» до главных ролей в пьесах А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М. Горького и, конечно А.П. Чехова. Одной из лучших работ «ранней» Раневской была роль Шарлотты в «Вишневом саде» (Театр актера, Симферополь, реж. П.А. Рудин).
В своих странствиях Раневская из «некрасивой и неталантливой» (ее определение) превратилась в ярчайшую и блистательную острохарактерную и комедийную актрису и феноменально притягательную личность. Среди ее друзей и знакомых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Макс Волошин, В.И. Качалов, Т. Пельтцер, актриса и наставница в актерском мастерстве Павла Леонидовна Вульф (ближайшая подруга), режиссер Н. Кошеверова, позже М. Влади и В. Высоцкий, Е. Камбурова и мн. др.
С 1931 года Раневская окончательно обосновалась в Москве и поступила служить в Камерный театр (ныне Московский драматический театр имени Пушкина), где работала под руководством выдающегося режиссера А.Я. Таирова (1931-1935, вернулась в 1955-1963). Затем она играла на сцене Центрального театра Красной Армии (1935-1939). Первой «звездной» ролью актрисы стала трагедийная роль Вассы Железновой в одноименной постановке 1936 года (вторая редакция пьесы, реж. Е.С. Телешева), актриса считается ее первой исполнительницей, ей было присвоено звание «заслуженной артистки» (1937).
Но главная ее сцена — театр им. Моссовета (1949-1955 и 1963-1984), где Раневская сыграла свои самые известные роли: Агриппина Семеновна Солнцева в одиозной политической драме А. Сурова «Рассвет над Москвой» (реж. Ю.Завадский, Сталинская премия второй степени, 1950), Манька-спекулянтка из драмы «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (реж. Ю. Завадский, 1960), Марья Москалева в пьесе «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, Глафира Фирсовна в комедии А.Н. Островского «Последняя жертва» (реж. А. Эфрос, 1973), нянька Филицата в комедии А.Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» (реж. С. Юрский, 1980). Лучшими ролями Раневской в театре считаются главные роли в постановках Анатолия Эфроса — трагикомедии «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (Этель Сэвидж, первая исполнительница, 1960) и драме «Дальше — тишина» Вины Дельмар (Люси Купер, 1969-1983). Среди заметных ролей актрисы — Антонида Васильевна в постановке «Игрока» Ф. Достоевского (МДТ им. А.С.Пушкина, 1956), Прасковья Алексеевна в спектакле «Мракобесы» по А.Н. Толстому (МДТ им. А.С.Пушкина, 1960).
Актриса блистательно импровизировала и часто своевольно переиначивала тексты ролей «под себя», но режиссеры и авторы пьес ничего не могли с ней поделать: любая роль Раневской становилась центральной ролью спектакля, публика смеялась до слез и громко рыдала, глядя на ее героинь, в театр ходили именно «на Раневскую». Среди ее поклонников – драматург и реформатор театра Бертольд Брехт, вождь советского народа И.В. Сталин, режиссер Соломон Михоэлс, писатель Максим Горький и мн. др.
Первую роль в кино Фаина Георгиевна сыграла в 38 лет, в немом фильме молодого режиссера Михаила Ромма «Пышка» (роль госпожи Луазо, 1934), который получил международную известность, об игре Раневской восторженно отзывался Р. Роллан. С сер. 1930 по конец 1960-х Раневская сыграла всего около 30 ролей (почти все — эпизодические или т.н. «второстепенные»), однако она была и остается одной из самых любимых актрис старшего поколения. «Хитами» стали ее роли в классических советских картинах «Человек в футляре» по А.П. Чехову (реж. И.Анненский, роль жены инспектора, 1939), «Подкидыш» (реж. Т. Лукашевич, роль Ляли –«Муля, не нервируй меня!», 1939), «Любимая девушка» (реж. И. Пырьев, Марья Ивановна, 1940), «Мечта» (реж.М. Ромм, гл. роль Розы Скороход, 1941), «Новые похождения Швейка» (тетушка Адель, 1943), «Родные берега» (гл. роль Софьи Ивановны, 1943), «Свадьба» по А.П. Чехову, (реж.И. Анненский, гл. роль матери невесты, 1944), «Слон и веревочка» (реж.И. Фрэз, роль бабушки, 1945), «Золушка» (реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро, роль мачехи, 1947), «Весна» (реж. Г. Александров, роль экономки Маргариты Львовны – «Красота – это страшная сила!», 1947), «Встреча на Эльбе» (реж. Г. Александров, роль миссис Мак-Дермот, 1949), «У них есть Родина» (роль фрау Вурст, 1949), «Девушка с гитарой» (реж.А. Файнциммер, роль Свиристинской, 1958), «Осторожно, бабушка!» (реж.Н. Кошеверова, гл.роль Елены Тимофеевны, 1960), «Легкая жизнь» (реж.В. Дорман, гл. роль спекулянтки Маргариты Ивановны, 1964). Маленький шедевр «поздней» Раневской — роль «домомучительницы» Фрекен Бок в мультфильмах «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970).
Десятки уцелевших страниц дневниковых записей, автобиографических книг показывают уникальный литературный талант актрисы, ее безграничное чувство юмора и раскованность суждений, неспособность примириться с окружающей действительностью (изданы книги «Раневская Ф. Г. Дневники на клочках», 1999; «Судьба-шлюха», «Старость-невежество Бога», «Философ с папиросой в зубах. Весь ХХ век» — 2012, к 125-летию со дня рождения).
Целый пласт актерского фольклора составляют феноменально точные и едкие афоризмы и высказывания Раневской (и приписываемые ей): «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия», «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно», «Мне осталось жить всего сорок пять минут. Когда же мне все-таки дадут интересную роль?», «Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»», «Деньги съедены, а позор остался» (о киноролях), «Я — выкидыш Станиславского», «Стареть скучно, но это единственный способ жить долго», «У меня хватило ума прожить жизнь глупо» и мн. др.
Великая актриса, в полном соответствии с шекспировской формулой «Весь мир-театр…», «отыгрывала» и свою жизнь, спектаклем для окружающих становилось все – и отношения с коллегами, и бытовая неустроенность, и неудавшаяся личная жизнь, и одиночество, болезни и старость. Раневская ушла из жизни 19 июля 1984 года, была похоронена на Новом Донском кладбище в Москве.
В память об актрисе названа улица в г.Ростов-на-Дону (с 2010г.), памятник ей открыт в 2008 году в ее родном Таганроге (скульптор Д.Р. Бегалов), там же ежегодно проводится Международный театральный фестиваль «Великая Провинция» им. Ф.Г. Раневской, ее имя носит астероид (6821) Ranevskaya (29.09.1986.) Также появился памятник и в Санкт-Петербурге.
С конца 1990-х активно издаются книги об актрисе: «Фаина Раневская. Монолог» Д.Щеглова (1998), «Хроники времен Фаины Раневской» Д. Щеглова (2008), «Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы» А.Шляхова (2010), «Фаина Раневская на сцене и в жизни» Ю. Амелина (2012), «Фаина Раневская. Фуфа Великолепная, или С юмором по жизни» Г. Скороходова (2013), «Великая Фаина Раневская» М. Женило (2013) и др.
В 1990 снят документальный 2-серийный фильм «Вспоминая Раневскую» (реж. О. Дорман и А. Габрилович).
Звания Заслуженная артистка РСФСР (1937)
Народная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка СССР (1961) Награды Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Орден «Знак Почёта» (1947)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Сталинская премия второй степени (1949, роль жены Лосева, спектакль «Закон чести», Театр Драмы, Москва)
Орден Трудового Красного Знамени, награждена дважды (1950, 1967)
Сталинская премия второй степени (1951, роль Агриппины Солнцевой, спектакле «Рассвет над Москвой», Театр имени Моссовета)
Сталинская премия третьей степени (1951, роль фрау Вурст, фильм «У них есть Родина»)
Орден Ленина (1976)
Вошла в статью «10 самых выдающихся актрис XX века» энциклопедии «Кто есть кто», Великобритания (1992)
Кафе «Фрекен Бок», Таганрог (в честь мультперсонажа, озвученного актрисой) и др.
Предлагаем ознакомиться с изданиями о Ф.Г. Раневской из фонда МНО ЦГБ им. Горького:
Войцеховский З., Раневская, что Вы себе позволяете? /Збигнев Войцеховский. — М.: «Эксмо»,2012.-352с. Гейзер М., Фаина Раневская/Матвей Гейзер.-М.: Молодая гвардия., 2010.- 308(12)с.:ил.-(ЗЖЛ) Раневская Ф.Г. Старость-невежество бога/Фаина Раневская.-М.: Астрель: Зебра Е., 2013,-192с.: ил. Скороходов Г.А. Разговоры с Раневской/Г.А. Скороходов.-М.:ООО «Олимп»: ООО «Издательство АСТ»,2002.-411,(5)с. (мемуары) Фаина Раневская. На сцене и в жизни/ Сост. Амелин Ю.Н., Амелин М.Ю.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-224с. Фаина Раневская: «Судьба-шлюха»/ Д.А. Щеглов.-М.:ООО «изд. Астрель»: ООО «изд. АСТ», 2003.-203,(5)с. Щеглов Д.А. Фаина Раневская: монолог.- М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999.-448с.: ил. (Женщина-миф)
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала