Якопо Пери (Jacopo Peri) по прозвищу «Длинноволосый» (20.08.1561 — 12.08.1633) — итальянский певец и композитор переходного периода между музыкальными эпохами Возрождения и Барокко. Его называют изобретателем оперы. Он написал произведение, признанное первой оперой «Дафна» (1597), к сожалению, она не сохранилась. Также он написал самую первую оперу, сохранившуюся до наших дней «Эвридика» (1600).
Якопо Пери родился в Риме в дворянской семье. Учился во Флоренции у Христофано Малвези. Работал певцом и органистом в местных церквях. Впоследствии стал служить при дворе герцогов Тосканы из семьи Медичи, сначала певцом-тенором и музыкантом, потом — придворным капельмейстером. Его первыми сочинениями были музыка для пьес, интермедии и мадригалы.
В 1590-х Пери познакомился с Якопо Корси, главным покровителем музыки в Флоренции, после отьезда в Рим Джованни Барди, основателя Флорентийской камераты. Вместе они признавали, что современное искусство уступает античным сочинениям греческой культуры. Они решили попробовать воссоздать греческую трагедию как они её понимали. Их работа продолжила работу Флорентийской камераты предыдущего десятилетия. Они первыми экспериментировали с монодией, одноголосной песней на фоне басса континуо, что привело к появлению арии и речитатива.
Поэт Оттавио Ринуччини поставил драму под названием «Дафна», к которой Пери написал музыку, получившееся произведение было представлено в 1597 во Флоренции. Это творение признают первым сочинением в форме, которая называется сейчас «опера».
«Дафна» так восхитила всех, что в 1600 им было поручено подготовить оперу к свадьбе Короля Франции Генриха IV с Марией Медичи. Второе их творение называлось «Эвридика». В сочинении использован речитатив, который вместе с ариями и хорами и служил развитию действия. Эти работы привлекли большое внимание, жанр оперы быстро стал популярным у других композиторов и правителей.
В 1601 Пери стал капельмейстером герцога Феррары, он написал несколько других опер, часто в сотрудничестве с другими композиторами и другие сочинения к разным событиям придворной жизни. Но успех, сопоставимый с «Дафной» и Эвридикой», ему больше не сопутствовал.
Последний сборник его произведений вышел в 1609 во Флоренции и больше ничего не известно о нем. Опера быстро прогрессировала и стиль Пери стал выглядеть довольно старомодным в сравнении с работами младшего поколения композиторов, например, Клаудио Монтеверди. Влияние творчества Пери на становление жанра оперы было большим. Он представил новый монодийный и декламационнный стиль, которые лежат в основе и современной музыки, и это был большой шаг вперёд по сравнению с контрапунктическим стилем Палестрины, преобладавшим в то время.
В фонде нашего отдела вы можете познакомиться с такими изданиями по теме, как :
Дабаева, И. П. Музыкальный энциклопедический словарь / И. П. Дабаева, О. В. Твердохлебова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 362 с. : ил. – (Музыкальная библиотека).
Маркези, Густаво. Опера : От истоков до наших дней : Путеводитель : [Пер. с итал.] / Г. Маркези. — М. : Музыка, 1990. — 382,[1] с.; 22 см.
Ромен Роллан. Музыкально-историческое наследие.- Музыка;. 1986. (в восьми томах.); т. 1;. 314с.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО