Музыкальный полдень «Мгновения, мгновения, мгновения…» — к 90-летию композитора Микаэла Таривердиева.

Его музыка, его песни находят отклик в людских сердцах всех поколений. Такие гениальные и простые человеческие истины доносит до нас его душевный музыкальный мир. Сегодня мы предлагаем пройти вместе с нами по звуковым дорожкам песен, сопровождающих нас в нашей жизни. Если в ваших глазах окажется слезинка, не стесняйтесь её — это лишь маленький отзвук души и музыки Микаэла Таривердиева, который смог объединить наши сердца с помощью своих песен. 15 августа исполняется 90 лет со Дня рождения композитора, наш музыкальный полдень знакомит с фактами биографии, с его фото, с его исполнением и звучат любимые мелодии. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра.

Полностью его музыкальное наследие ещё не извлечено из архива композитора. Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Микаэл Таривердиев родился в Тбилиси,в армянской семье, которую в городе хорошо знали. После вечерней школы  он поступил в Тбилисское музыкальное училище и окончил его за год. Тогда же он пишет два маленьких балета, которые были поставлены силами хореографического училища на сцене Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили. На гонорар он купил шляпу. Это был первый профессиональный успех и первая работа на заказ. Микаэл Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию, но через полтора года уезжает в Москву, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных в класс Арама Хачатуряна. Институтские годы были счастливыми и плодотворными, несмотря на неустроенность и бедность быта, чтобы заработать на жизнь разгружает вагоны на Рижском вокзале, несмотря на запреты того, к чему он, как и многие, стремились – к познанию современной музыки, современных технологий. Но жадность в познании нового брала свое. В это же время знакомится со ВГИКовцами и начинает работать в кино. Кино было пересечением главных дорог и общений в искусстве. В кино хотели работать все — сюда стремились не только актеры, режиссеры, но и литераторы, художники. Да и вообще, чем было кино, тогда, в шестидесятые? Оно было больше, чем просто искусство. Кино было воплощением мечтаний и тех, кто стремился работать в кино, и тех, кто даже не помышлял об этом. Это была особая жизнь. Более настоящая, более реальная. Именно в рамках кинематографа рождается то, что Микаэл Таривердиев назвал «третьим направлением». Не песня и не романс, что-то странное и поэтичное. Обязательно написанное на высококлассные, часто необычные стихи. Первым из композиторов Микаэл Таривердиев обратился к поэзии Б.Ахмадуллиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко. И именно он запечатлел их поэзию в музыку, навсегда слившись в единый, неразрывно сегодня живущий текст.

Особую популярность приносят Таривердиеву знаменитые фильмы с его музыкой – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (за музыку к которой в 1977г. награждается Государственной премией СССР за музыку к фильму). Премьера «17 мгновений» состоялась в сентябре 1973 года и имела оглушительный успех. Наступило время испытания популярностью. В этой популярности было много приятного. От всплеска интереса к создателям фильма до пропусков, подписанных Юрием Андроповым (это устроил Юлиан Семенов), по которым можно было останавливать и парковать машину где угодно. «Без права остановки». Микаэл Леонович с удовольствием включился в эту игру и даже как-то ради эксперимента остановил машину на Красной площади и был в восторге, что это удалось.

Тогда он работает с Еленой Камбуровой, создав ее стиль тех лет, он находит молодую Аллу Пугачеву, он творит не только музыку, но и ищет способ ее нового произнесения. И именно поэтому он начинает петь сам. Так рождаются монологи на стихи современных поэтов, уже перечисленных, к которым можно еще добавить Э. Хэмингуэя и М.Светлова, Е.Винокурова и Л.Мартынова, С.Кирсанова, Л.Ашкенази и Р.Рождественского.

Последний круг жизни Микаэла Таривердиева начался 31 мая 1990 года. В этот день в Лондонском королевском госпитале ему сделали операцию на сердце. Аортальный клапан, который был разрушен, заменили искусственным. Теперь Микаэл Леонович с присущим ему чувством юмора говорил: «У меня железное сердце. Гарантия – 40 лет». И с мальчишеской страстью ко всякого рода техническим новшествам добавлял: «Из обшивки «Шатла». И правда, клапан, которому суждено было работать в его сердце, сделан из того же сплава, что и обшивка космического корабля. Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву, недожив 3 недели до своего 65-летия. Похоронен на Армянском кладбище Москвы. В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».

Полный список сочинений композитора можно посмотреть здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Таривердиев,МикаэлЛеонович

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького вы можете прикоснуться к биографии композитора и к его музыке в нотных сборниках. Предлагаем вам небольшой обзор литературы с музыкой композитора М.Таривердиева и книгами о нём.

Цукер, Анатолий Моисеевич.  Микаэл Таривердиев / А. Цукер ;   [вступ. ст. Р. Щедрина]. — Москва :  Советский композитор, 1985. — 286, [2] с., [9] л. ил. : нот. ил. ; 21 см. Книга представляет собой первую монографию, посвященную творчеству Микаэла Таривердиева — заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. Автор рассказывает о жизненном пути композитора о его произведениях-песнях, киномузыке, операх, инструментальных сочинениях приводит высказывания о Таривердиеве видных деятелей советской культуры: Г.Свиридова, З.Долухановой, А.Вознесенского и многих других.

Таривердиев, Микаэл Леонович  (1931-1996).  Я просто живу : [автобиография] /  Микаэл Таривердиев. — Москва : Эксмо, 2011. — 382, [1] с., [16] л. ил., портр. ; 22 см. + 1 электрон. опт. диск(CD-ROM). — (Человек — легенда). Музыка Микаэла Таривердиева узнаваема с первых тактов. Он — автор всенародно любимых мелодий из фильмов «Ирония судьбы…» и «Семнадцать мгновений весны». В его дискографии — композиции к 132 кинокартинам, балеты, оперы, камерные вокальные циклы, концерты для органа и многие другие произведения. Он нередко говорил о себе: «Я и есть моя музыка», и лишнее подтверждение тому — автобиографическая повесть, в которой описан процесс работы над творческими замыслами и отражены взгляды композитора на искусство, эпоху, судьбу. На страницах этой книги личные события сменяются историческими, семейные воспоминания – портретами окружавших Таривердиева людей, среди которых Эльдар Рязанов, Татьяна Лиознова, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Елена Камбурова, Андрей Вознесенский…
Этот искренний рассказ прервался на 64 году жизни Микаэла Таривердиева. Завершить его замысел взяла на себя труд жена и друг Микаэла Леоновича — Вера Гориславовна Таривердиева. Ее авторству принадлежит вторая часть книги, «Биография музыки», а также подписи к фотографиям из семейного архива композитора.

История с песней «Маленький принц» на стихи Н.Добронравова уже личная — сын с моей помощью разучил и играл её на синтезаторе в 12-летнем возрасте. Чудесные времена! Сейчас ждём внука, и «Маленький принц» переходит на другое поколение, но остаётся с нами. А «Песня о далёкой родине»- это годы странствий и работы вдалеке от своего дома. Поверьте, это одна из самых популярных песен среди наших соотечественников в чужой стране.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Использованы материалы https://ru.wikipedia.org/wiki/Таривердиев,МикаэлЛеонович

https://www.belcantofund.com/peoples/detail.php?ID=1898