«„Щелкунчик» — совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности… Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное — в жизнь только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше к звездам и в розовое море надежд». (Б. Асафьев).
Волшебной сказке «Щелкунчик» исполняется в этом году 205 лет . Мы сегодня путешествуем по музыкальным страницам сказки вместе с участниками музыкального клуба «Золотая лира » и её председателем, доцентом преподавателем кафедры фортепиано Ростовской государственной консерватории им.С.Рахманинова Андреевой Екатериной Владимировной. К юбилею П.И.Чайковского Екатерина Владимировна подготовила концертный репертуар в том числе и из балета «Щелкунчик». Чудесные звуки музыки балета сопровождают нас все Новогодние праздники.
«Щелкунчик и Мышиный король» — рождественская повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана, опубликованная в сборнике «Детские сказки» (Берлин, 1816) и включённая в книгу «Серапиновы братья». В этом году исполняется 205 лет этой чудесной сказки Т. Гофмана. Произведение было написано под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига; их имена — Фриц и Мари — получили главные герои «Щелкунчика». Произведение было неоднократно экранизировано и стало основой для мультипликационных фильмов.
Живому восприятию ребёнка — а оно сродни восприятию поэта, художника — мир открыт во всех своих многообразных возможностях, в то время как для «серьезных», взрослых людей он «сделан раз и навсегда» и они, по выражению маленького Фрица, «заперты в доме»… Романтику Гофману реальная жизнь представлялась тюрьмой, узилищем, откуда есть выход только в поэзию, в музыку, в сказку.
В 1892 году зрителям был представлен балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» либретто к которому создал Мариус Петипа по мотивам произведения Гофмана и более позднего переложения сказки, сделанного Александром Дюма-отцом в 1844 году и получившего название «История Щелкунчика». Примечательно, что изначально балет должен был содержать революционные мотивы. Но из-за того, что постановка планировалась для Императорских театров, идею было решено оставить. Чайковский работал над «Щелкунчиком» как над поэмой о любви, юности и победе добрых сил, в которой основная тема была воплощена в отвлечённой, иносказательной форме. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, роль Щелкунчика исполнил Сергей Легат. С 1919 года балет вошёл в репертуар Большого театра, а с 1966-го начался отсчёт своеобразной традиции: каждый год 31 декабря на его сцене идёт «Щелкунчик».
«Щелкунчик» — это самая трогательная сказка о добре и справедливости, которая нашла своё выражение в жанре лирико-характеристического балета. Предлагаем Вам окунуться в чудесную атмосферу Рождества, в чарующий мир музыки, танца и сказки.
«Вальс цветов» — эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.
Представляем Вашему вниманию один из лучших вариантов Русского танца «Трепак». Именно русские куклы. На Западе русскую стилистику танца и русскую костюмы воспроизводят, пожалуй, только британцы.
«Танец Феи Драже» — это не просто очаровательная грациозная мелодия, в которой Чайковский хотел продемонстрировать невиданный до той поры инструмент. Композитор в её холодноватом звучании создал чувственный образ, в котором ощущается нежное волнение и загадочная сдержанность. Тем не менее, не вдаваясь в подробности сложного эмоционального содержания этой лирической композиции, важно отметить, что она всеми очень любима, так как её звуки, напоминающие колокольчики, ассоциируются с самым волшебным праздником – Рождеством.
Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке — Феи Драже и принца, ныне — Клары и Щелкунчика). Представляем Вам видео из личного архива Николая Цискаридзе.
Также у вас есть прекрасная возможность послушать музыку Чайковского из балета «Щелкунчик» в исполнении доцента кафедры фортепиано Ростовской государственной консерватории им. С.Рахманинова Екатерины Владимировны Андреевой.
Екатерина Владимировна председатель музыкального клуба «Золотая лира» в музыкально-нотном отделе библиотеки им.М.Горького. Наши постоянные читатели ждут встречи в клубе, но сейчас возможно только виртуальное общение на мероприятиях. Поэтому сегодня музыку из балета «Щелкунчик» для них играет руководитель клуба в удалённом формате.
«Спектакль «Щелкунчик» Григоровича я впервые увидел, когда уже был приглашен в Большой театр. У меня ни один другой спектакль не пробуждает такие чувства и мысли о волшебстве. Мы, взрослые, которые, как нам кажется, знают эту жизнь с ее цинизмом и неурядицами, вдруг погружаемся в атмосферу, где создается магия. Здесь мы снова превращаемся в детей с их чистыми мечтами и искренней верой в чудеса. Здесь можно загадывать желания, которые исполняются». (Артём Овчаренко, премьер Большого театра).
Материал подготовила зав. сектором абонемента — Беспалова Л.Г.