«Люди достойны чего-то доброго, они достойны света. Или лекарства, которое бы примирило их с этой жизнью, украсило или сделало светлее. Очень многое в жизни зависит от наших глаз и от сердца. Часто мы проходим мимо, пропуская то прекрасное, что в ней есть»… (Г. Данелия).
90 лет назад, 25 августа, родился великий режиссер Георгий Данелия. Сам он как-то сказал, что его жизнь – это его фильмы. Поэтому в день рождения мастера расскажем о том, как создавались его самые известные картины.
Георгий Николаевич Данелия (груз. 25 августа 1930, Тифлис — 4 апреля 2019, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и мемуарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981) и Государственной премии РФ (1997).
Фильмография.
“В каждом герое моих фильмов есть черты, присущие мне”. (Г. Данелия).
1960 — «Серёжа»
1963 — «Я шагаю по Москве»
1965 — «Тридцать три»
1969 — «Не горюй!»
1971 — «Джентльмены удачи»
1975 — «Афоня»
1977 — «Мимино»
1979 — «Осенний марафон»
1982 — «Слёзы капали»
1986 — «Кин-дза-дза!»
1990 — «Паспорт»
1993 — «Настя»
1995 — «Орёл и решка»
2000 — «Фортуна»
Серёжа (1960).
Первые же ленты заставили уважать молодого режиссера. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этой работе чувствовались свежее дыхание и новаторский подход.
«Я шагаю по Москве» (1963).
А в 1964 году на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Молодой режиссер проснулся знаменитым. Эта лента, вышедшая во время хрущевской оттепели, становится культурным событием и открытием года. А ведь когда Георгий Данелия принёс в Госкино готовый фильм, , поначалу забраковали со словами: «Непонятно, о чём фильм». «Это комедия», — ответил Данелия. «А почему не смешно?» — спросили. «Потому что это лирическая комедия» — поясеил режиссёр. Так в советском кино возник новый жанр. А позже в титрах к фильму «Джентельмены удачи» сценарист Георгий Данелия подписал: «Нелирическая комедия».
На роль главного героя в фильме «Я шагаю по Москве» пробовались известные и неизвестные актеры. И вот однажды Андрей Кончаловский привел на площадку своего брата Никиту. Посмотрев на широкоплечего парня, Данелия понял, что главный герой найден – молодой Михалков идеально вписывался в сюжет. Но спустя некоторое время начинающий актер начал требовать повышения зарплаты – ведь именно ему досталась основная роль. Данелия заявил, что готов отказаться от его услуг, и тогда Никита признался, что «нехорошему» научил его старший брат Андрей.
«Тридцать три» (1965).
В следующем году на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям. Одним из талисманов режиссёра был Евгений Леонов. Впервые он снял его в комедии «Тридцать три», а потом снимал почти в каждом фильме до самой смерти актёра. На пробах актёр Данелии очень не понравился, показался «жмотом и жлобом», который с порога запросил повышенную ставку. Но потом он изменил мнение об актёре — Леонов прочитал сценарий и сказал, что в таком фильме готов сниматься хоть бесплатно… После съёмок они стали друзьями на всю жизнь. В каждом фильме Леонов пел песню про «Марусеньку». Георгий Данелия выучил её на военных сборах, и когда для одной из сцен в комедии «Тридцать три» понадобилась какая-то песня — он долго не раздумывал. Это была единственная песня, слова которой он знал от начала до конца.
«Не горюй! (1969).
«Не горюй!» — комедийно-драматический художественный фильм. Фильм представляет собой вольную экранизацию романа французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», перенесённую в Грузию конца XIX — начала XX века. В титрах многих фильмов Данелии указан актёр Р. (Рене) Хобуа. При этом нигде не указано кого же конкретно он играл. Это неудивительно, так как Хобуа никогда не снимался в кино… Когда Георгий Данелия и Резо Габриадзе писали сценарий к фильму «Не горюй!», то заспорили о развитии событий в сюжете и сделали несколько вариантов. Экспертом решили назначить кого-то из случайных людей, не связанных с кино… Вот буквально кого встретят — того и спросят. Этим случайным знакомым оказался строитель Рене Хобуа.
Сценаристы попросили его выслушать разные варианты и сказать, какой из них лучше. После нескольких часов Хобуа умолял отпустить его, перестал понимать русский язык и жаловался, что опаздывает чуть ли не к министру. Сценаристы сжалились над «экспертом», а в качестве компенсации вписали его в титры. Потом «Р. Хобуа» стал ещё одним своеобразным талисманом фильмов Данелии.
«Джентельмены удачи» (1971).
Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно вернувшемуся из-за решётки, в творчестве и совместно с Викторией Токаревой написал сценарий. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. Картина имела огромный успех в прокате и стала любимой на все времена. Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами.
«Афоня» (1975).
Мир Афони и его окружения создан Г. Данелией так зримо, так ярко и убедительно, что мы вправе потребовать от авторов ответа на вопрос: а сможет ли Афоня найти в себе силы, чтобы преодолеть самого себя, чтобы стать человеком? Данелия показал нам, насколько страшен такой человек. Пусть он еще и не превратился в Федула, окончательно потерявшего человеческий облик. Но ему предстоит преодолеть куда более далекое расстояние на пути к Афанасию.
«Мимино» (1977).
По словам Вахтанга Кикабидзе, исполнителя главной роли, в «Мимино» Данелии «удалось выразить мысль о незыблемой связи человека с землёй, на которой он вырос, о корнях, без которых ему невозможно жить».
Образ юного адвоката из фильма «Мимино» Георгий Данелия списал с собственной дочери и даже дал её имя — Светлана Георгиевна. Она закончила юридический институт и начала адвокатскую практику, но выглядела очень молодо, и никто её всерьез не воспринимал. Первым подзащитным стал внушительный рецидивист из Бутырской тюрьмы. Когда адвоката впервые оставили один на один с подзащитным — девушка от волнения забыла всё, чему учили в институте, и выглядела так испуганно, что рецидивист сам начал ей подсказывать, что она должна у него спрашивать…
«Осенний марафон» (1979).
В 1979 году вышла замечательная комедийная мелодрама Данелии «Осенний марафон». Впервые Георгий Николаевич пригласил в фильм Олега Басилашвили. Надо сказать, что в жизни артист такой же решительный и напористый, как и его герой в «Служебном романе». И лишь Данелия сумел рассмотреть в актере черты, которые позволили воплотить в Басилашвили образ неуверенного, слабохарактерного интеллигента Бузыкина, разрывающегося между двумя женщинами. Зрители впервые увидели другую, непривычную грань таланта Олега Басилашвили. Когда Георгий Данелия закончил съёмки фильма «Осенний марафон», то очень волновался насчёт финала — вдруг цензоры решат, что Бузыкин с иностранным профессором убегают в Данию? И к финалу действительно возникли претензии — в Госкино потребовали наказать героя, ну или хотя бы удлинить финальный крупный план, чтобы вымученное лицо было повыразительнее. Данелия ничего править не стал, но, когда снова принёс материал, соврал, что добавил секунды. «Вот! Теперь стало лучше!», — сказали в Госкино и подписали документы.
«Кин-дза-дза!» (1986).
В 1986 году вышел легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза!». Лента в перестроечные годы, да и сегодня, имела огромный успех. Использование в комедии научной фантастики было новаторским для советского кинематографа. Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты. Декорации и реквизит для фильма «Кин-Дза-Дза!» собирали из хлама в прямом смысле — что-то нашли на свалках, что-то купили на барахолке. В результате всё выглядело очень живописно и антиутопично, как и было задумано. После выхода фильма к Георгию Данелии обратился американский режиссёр с предложением сделать спецэффекты для его фильма — очень уж его впечталил летающий «пепелац». Данелия сотрудничество не рассматривал, поэтому сказал, что это не спецэффекты, а настоящий летающий пепелац. Это разработки военных, и лучше обратиться к ним, так как скорее всего устройство пепелаца — военная тайна. Потом режиссёру позвонили из Министерства обороны и попросили больше не валять дурака… В сатирической комедии «Кин-дза-дза» Данелия сам сыграл одну из ролей. Мало кто знает, но сделал он это не по собственному желанию, а по необходимости. Роль изначально предназначалась Норберту Кухинке, тому самому профессору Хансену из «Осеннего марафона». Но кинематографическое руководство узнало, что Кухинке живет уже не в ГДР, а в ФРГ, поэтому его кандидатуру завернули. Быстро найти нового актера не получилось, съемочный процесс затягивать было нельзя, поэтому Данелия сыграл в своем фильме сам.
Персонажи Г.Данелия в своих фильмах.
Георгий Данелия снялся в одиннадцати своих фильмах, но найти его среди эпизодических персонажей иногда очень сложно. Режиссёра можно заметить в фильмах: «Я шагаю по Москве» — чистильщик обуви, «Мимино» — командир экипажа, «Кин-Дза-Дза!» — Абрадокс с планеты Альфа, «Осенний марафон!» — немецкий офицер в кино по телевизору, «Орёл и решка» — инженер-конструктор, «Паспорт» — араб с осликом, «Фортуна» — вор в законе и других.
Книгу Г. Данелия «Безбилетный пассажир: «байки» кинорежиссёра», цитату из которой вы прочитали в заключении нашего обзора, вы можете найти в нашем музыкально-нотном отделе. Это не мемуары в привычном понимании слова, а скорее короткометражные истории из жизни гениального режиссёра, то смешные, то грустные — очень похожие на его фильмы.
«А мне кажется, жизнь – полустанок: ехал в поезде, сошел на полустанке, потом поедешь дальше. Только, пока ты на полустанке, ты не помнишь предыдущего пути и не знаешь, что будет потом. А там, в поезде, ты снова встретишь тех, кого хочешь встретить… Мне повезло, я хочу встретить многих».(Цитата из книги Г. Данелия «Безбилетный пассажир»).
Г. Данелия «Безбилетный пассажир: «байки» кинорежиссёра». — М.: Изд-во Эксмо, 2000. — 416с., илл.
Материал подготовила главный библиотекарь Беспалова Л.Г.