Дорогие друзья музыкально-нотного отдела! Наши читатель, преподаватель ДШИ №2 им.Артамонова Татевик Геворгян (вокал) любезно предоставила запись концерта для нас «Жемчужины барокко». Татевик часто выступает вместе со своими учащимися в нашей библиотеке. А также в этом году предоставила много работ с учениками в дистанционном формате. Молодой талантливый преподаватель вокального отделения сегодня делится с нами своим исполнительским творчеством. Партия фортепиано — Нина Голова. Мы рады приветствовать выступление наших читателей. Надеемся, что концерт понравится всем, кто не равнодушен к вокальной музыке XVII — XVIII века.
Эпоха барокко всегда волнует любителей музыки своим непостижимым очарованием, бережным отношением к гармонии, отточенными формами. Прекрасное bel canto в обрамлении чудесных музыкальных инструментов эпохи барокко нам представляют музыкальные идеи композиторов как бы обрамлённые в великолепную раму времени.
Слово «барокко» пришло из португальского языка и означает «жемчужина неправильной формы», с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. Какими бы ни были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом распространения западноевропейской цивилизации. Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса, несмотря на то, что детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода барокко. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации .
Георг Фридрих Гендель — один из ярчайших представителей музыки барокко в Германии и Англии. Хотя обучение композитора проходило в Германии и Италии. А родился он в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Был знаком с Алессандро и Доменико Скарлатти, Арканджело Корелли, Бенедетто Марчелло. Lascia ch’io pianga — ария Альмирены из оперы «Ринальдо» (композитор Георг Фридрих Гендель). Альмирена — дочь Готфрида Бульонского, возглавляющего Первый крестовый поход, а также возлюбленная рыцаря Ринальдо, обещанная ему в жены после взятия Иерусалима. Аргант, царь осажденного Иерусалима, призвал на помощь волшебницу Армиду, царицу Дамаска. Та понимает, что успех рыцарей зависит от Ринальдо, и похищает Альмирену прямо из его объятий. В своей знаменитой арии страдающая в плену Альмирена оплакивает свою судьбу в садах Армиды, чем трогает сердце Арганта. Изначально мелодия была написана ещё для танца в опере «Альмира, королева Кастильская», затем она стала арией Наслаждения «Lascia la spina» в оратории «Триумф Времени и Разочарования», и лишь после этого стала арией Альмирены. В фильме «Фаринелли-кастрат» (1994 г.) эту арию поёт сам Фаринелли, хотя он эту арию никогда не пел, да и ария написана для сопрано.
Оригинал (итальянский):
Джакомо РоссиПеревод на русский:
Александр Кузьмин
Lascia ch’io pianga mia cruda sorte,
e che sospiri la libertà.
Il duolo infranga queste ritorte
de’ miei martiri sol per pietà.
Оставь меня оплакивать мою жестокую судьбу и вздыхать о свободе.Пусть скорбь хотя бы из жалости разрушит узы,терзающие меня.
Алессандро Скарлатти родился на Сицилии, в Палермо. В Риме композитор вошел в так называемую «Аркадскую академию» — содружество поэтов и музыкантов, созданное как центр защиты итальянской поэзии и красноречия от условностей напыщенного и вычурного искусства XVII в. В академии Скарлатти и его сын Доменико встречались с А. Корелли, Б. Марчелло, молодым Г. Ф. Генделем и иногда соперничали с ними. С 1683 г. Скарлатти обосновался в Неаполе. Там он работал сначала капельмейстером театра Сан-Бартоломео, а с 1684 по 1702 гг. — королевским капельмейстером. Одновременно он иисал музыку для Рима. В 1702-08 и в 1717-21 гг. композитор жил то в Риме, то во Флоренции, где ставились его оперы. В наши дни творческая активность Скарлатти представляется поистине фантастической. Он сочинил около 125 опер, свыше 600 кантат, не менее 200 месс, множество ораторий, мотетов, мадригалов, оркестровых и других произведений . Он опирался на традиции венецианской оперы, римской и флорентийской музыкальных школ, обобщив главные тенденции итальянского оперного искусства рубежа XVII-XVIII вв.
Инструментальная часть концерта «Жемчужины барокко» представлены музыкой И.С. Баха Partita для клавиатуры № 6 ми минор , BWV 830 в исполнении Нины головой. Это сюита из семи движений , написанных для клавесина по Иоганна Себастьяна Баха . Она была опубликована в 1731 году и как отдельное произведение , и как часть Баха клавир-Убунг I. Эта партитура состоит из семи движений все в Е — миноре :
- токката
- Allemande
- Corrente
- Воздух
- Сарабанда
- Темп ди gavotta
- Жига
Сохранившаяся рукопись, в основном написано Бахом племянника Иоганн Генрих Бах, была приурочена к 1725 году; клавесина части этих двух движений были написаны самим Бахом. BWV 830 является последним сюита Баха клавир-Убунг I , в первую музыку , опубликованную Баха в его жизни.
Вокальную часть продолжат произведения Джордани Caro mio ben, Скарлатти ария «Доброму сердцу поверь» и Моцарт ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» в исполнении Татевик Геворгян и Нины Головой.
Благодарим за участие !
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.