Музыкально-педагогическая школа России, выросшая на базе западноевропейской классической музыки, является одной из сильнейших в мире. В становлении классической музыки в России значительную роль сыграл композитор М.И. Глинка, освоив формы европейской музыки. В дальнейшем, развитие классического направления в музыке, продолжилось через известное творческое содружество композиторов под названием «Могучая кучка». Это были композиторы: Н.Римский-Корсаков, А.Бородин, М. Мусоргский, М.Балакирев, Ц.Кюи.
Большую роль в становлении музыкального образования в России послужило открытие в Петербурге и Москве консерваторий, которые возглавили братья А.Г. Рубинштейн и Н.Г. Рубинштейн.
Среди выдающихся педагогов-исполнителей XIX века особое место занимали: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Танеев, К. Игумнов.
Педагогическое искусство XX века наиболее ярко было представлено в деятельности выдающихся мастеров московской школы: Н. Метнера, Гнесиных, А. Гондельвейзера, С. Фейнберга, Г. Нейгауза, В. Сафонова, Л.Оборина, Я. Флиера, М. Гринберг, Я. Мильштейна и других педагогов-исполнителей.
Документ об окончании российского (советского) музыкального вуза высоко ценится во всем мире; этой репутации способствовало получение нашими музыкантами звания лауреатов престижных международных конкурсов. Диплом российской консерватории свидетельствует о высоком исполнительском уровне музыканта и его солидной профессиональной подготовке.
Серьезной проблемой не только общего музыкального образования, но и всей российской культуры, является существующий разрыв между высоким уровнем профессиональных музыкальных достижений и низкой музыкальной культурой основной массы населения. Эта проблема может быть кардинально разрешена только с помощью комплекса социально-экономических и культурно-педагогических мер.
Тем не менее традиции, заложенные ранее и развитые в исполнительских школах XIX и ХХ в., обеспечивают отечественному музыкальному образованию высокий профессиональный уровень.
Предлагаем Вашему вниманию информацию об известных педагогах-исполнителях России.
Васи́лий
Ильи́ч Сафо́нов (1852 – 1918 ) — русский дирижёр, пианист,педагог, общественный деятель. Один из
наиболее заметных и авторитетных
представителей музыкальной культуры России в конце XIX и начале XX веков.
Ректор Московской консерватории (1889-1905). Главный дирижер Нью-Йоркского
филармонического оркестра (1906-1909). Сподвижник П.И. Чайковского.
Василий Сафонов родился в единоверческой семье казачьего генерала Ильи Ивановича Сафонова, который в 1862 году переехал в Санкт-Петербург. В. Сафонов закончил гимназию, лицей, брал частные уроки у А.И.Виллуана и Т. Лешетинского.
В 1879 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию и прошёл полный курс обучения за 7 месяцев и в 1880 году окончил её с малой золотой медалью.
В 1881 году,по предложению К. Ю. Давыдова, Сафонов начал преподавать курс фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории.
П. И. Чайковский, по поручению руководства, предложил Сафонову заняться преподаванием фортепиано в Москве:
«…Московская Консерватория была бы польщена, если бы Вы соблаговолили поступить в состав профессуры по фортепьянному классу. <…> В лице Вас Московская Консерватория сочла бы большим благополучием приобрести отличного преподавателя и притом природного русского.»
— Письмо П. Чайковского В. Сафонову от 10.07.1885
В. Сафонов принимает предложение П. Чайкоского и в 1885 году переезжает в Москву.
На посту директора Московской консерватории (с 1889 ) Василий Ильич также проявил себя как незаурядный администратор: способствовал росту материального благосостояния и общественного престижа учебного заведения, поддерживал малоимущих (в лексике того времени — «недостаточных») студентов и педагогов, устраивал многочисленные «экстренные» (то есть благотворительные) концерты.
Обладая огромной целеустремлённостью и непревзойдённым организаторским талантом, Сафонов был человеком резким и властным, без церемоний высказывал своё профессиональное мнение и личное отношение (студенты за глаза называли его «Кавказским орлом».
Убеждённый монархист, Сафонов не принял демократических преобразований, которые принесли с собой события 1905 года, и уехал в США.
В 1906- 1909 гг. руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром (концерты регулярно проходили в Карнеги-холле), а также периодически выступал с оркестром Лондонской филармонии. Под его управлением в Европе и США впервые прозвучали многие сочинения русских композиторов. Кроме того, в те же годы в Нью-Йорке Сафонов возглавлял Национальную консерваторию Америки.
Авторитет Сафонова (несмотря на все сложности характера) как дирижёра, опытного фортепианного педагога и общественного деятеля в России был общепризнан. Среди его учеников — целая плеяда выдающихся музыкантов: А.Гедике, сёстры Гнесины (Евгения и Елизавета), А. Т. Гречанинов, И. А. Левин, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, А. Н. Скрябин.
Дирижёрское мастерство Сафонова высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков, а А. К. Глазунов называл его лучшим дирижёром современности.
Сафонов — автор новаторского пособия по игре на фортепиано «Новая формула» (Лондон, 1916), призывал в нём студентов к «честному служению благородному искусству музыки» — принципу, которому следовал сам всю свою сознательную жизнь.
Ге́нрих Густа́вович Нейга́уз (1888 – 1964) — русский и советский пианист, один из величайших педагогов (немецкого происхождения) в истории музыкального исполнительства, Народный артист РСФСР (1956).
Сын директора частной музыкальной школы Густава Нейгауза. Во многом был самоучкой, поскольку педагогические методы и пианистические принципы отца вызывали у него скорее отторжение. Наибольшее влияние на его творческое развитие оказали Кароль Шимановский и особенно его дядя Феликс Блуменфельд.
В 1904 году вместе со старшей сестрой Натальей Нейгауз концертировал в Дортмунде, Бонне, Кёльне и Берлине. Впоследствии учился у Карла Генриха Барта и Леопольда Годовского в Берлине. С Годовским с 1909 года и до начала Первой мировой войны обучался в Венском университете музыки и исполнительского искусства.
В 1914 году Нейгауз вернулся в Россию, где через год экстерном окончил Петроградскую консерваторию. Преподавал некоторое время в Тифлисе, в 1919—1922 годах — в Киевской консерватории, а с 1922 года — в Московской консерватории, где также был директором в 1935—1937 годах.
Свердловске С 1942 года Г.Г. Нейгауз преподаёт в Свердловской консерватории, а в июле 1944 года возвращается в Москву и заведует в консерватории кафедрой специального фортепиано.
Ученики Г.Г. Нейгауза завоёвывали премии на конкурсах пианистов в Варшаве, Вене, Брюсселе, Париже, Лейпциге и Москве.
Его учениками были: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Евгений Малинин, Владимир Крайнев, Станислав Нейгауз, Теодор Гутман, Натан Перельман, Алексей Наседкин и многие другие.
Мстислав Леопольдович Ростропович (1927- 2007) — советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии II степени (1951), Государственной премии РФ (1995), Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1991). Пятикратный лауреат премии Грэмми.
«Музыка – это исцеление.
Музыка зажигает факел добра
и может переустроить,
усовершенствовать мир».
Мстислав Ростропович.
«Его искусство всегда имело общественные последствия» – так писали о Ростроповиче-музыканте и Ростроповиче-гражданине в России. И потому, наверное, только в биографии этого уникального артиста мог возникнуть эпизод «концертирования» у Берлинской стены, о котором сам виолончелист любил рассказывать с улыбкой: «Едва я увидел, как ломают эту проклятую стену, я сказал другу Антуану, имеющему свой самолет: «Завтра я должен быть в Берлине». Схватил виолончель, и мы полетели. Я не хотел рекламы. Просто хотел поиграть непременно у рассыпающейся стены музыку Баха. Я играл и смотрел на вдохновенные лица молодых немцев. Многие плакали от радости. И я не мог сдержаться… Какое счастье было видеть, что эта проклятая Берлинская стена — символ двух враждующих половин планеты — рассыпалась в прах»!
Так прилетел он и 20 августа 1991 года, в час новой трагедии, нависшей над Россией, прилетел, едва увидев на экране телевизора «этих путчистов с трясущимися руками», совершивших антиконституционный переворот. Он вылетел из Парижа спонтанно, без визы и без виолончели, оставив жене Галине лишь прощальную записку: «Прости, я знаю, что ты уж меня больше не увидишь». Был готов к самому худшему… Ибо лишь бескрайний вселенский мир русской духовной истории и культуры мог породить и взлелеять такой феномен личности, феномен человеческого Таланта, как Мстислав Ростропович.. В сущности, вся его жизнь – как миф, как фантастический полет. И все в этой жизни было необыкновенно.
Ю́рий Абра́мович Башме́т (1953) — советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 2000, 2013). Премия «Грэмми» (2008).
В современном музыкальном мире у Ю. Башмета практически нет соперников. Он поднял инструмент альт на уровень солирующего инструмента; за последние годы получил две престижные музыкальные премии – французскую, как лучший музыкант-инструменталист года и премию Sonnings Musikfond (Дания). Важнейшей формой деятельности Ю.Башмет считает музыкальные фестивали. Во Франции он основал культурную программу «Замки Франции», в которой принимали участие известные музыканты – С. Рихтер, М. Ростропович.
Для помощи русским музыкантам ещё в 1993 году организовал фестиваль «Москва», который проходит в подмосковном доме творчества композиторов «Руза». Там Юрий Башмет ведёт мастер классы и репетирует со студенческими оркестрами. В 1994 году Ю. Башмет учредил Международный благотворительный фонд, из средств которого ежегодно присуждается премия в честь Д.Шостаковича.
Юририй Башмет последние годы очень много внимания уделяет преподавательской деятельности. И на пресс-конференцию, посвященную открытию фестиваля, он опоздал, потому что проводил мастер- класс для ребят из специализированной музыкальной школы. Юрий Башмет частый гость ростовчан. Он посещает Южную столицу с концертными программами, организовывает и проводит музыкальные фестивали, мастер-классы для учащихся и студентов музыкальных учебных заведений г. Ростова-на-Дону.
«У нас счастливая специальность – счастлив тот, кто может забыть на сцене о реальности и уйти в импровизацию, — говорит Юрий Башмет. И снова ему удается это чудо – когда переполненный зал филармонии замирает, застывает. И звучит музыка…
Имя Алексея Юрьевича Уткина (1957) — дирижёра, инструменталиста, педагога — широко известно в России и за рубежом. Огромное природное дарование, блестящее музыкальное образование, полученное в стенах Московской консерватории , великолепная школа, которую прошел Уткин, играя у Владимира Спивакова в «Виртуозах Москвы», сделали его весьма заметной фигурой в современном музыкальном мире.
«Золотой гобой России», Алексей Уткин вывел гобой в качестве сольного инструмента на российскую сцену. Сегодня в репертуаре музыканта сочинения И.С. Баха, Вивальди, Гайдна, Сальери, Моцарта, Россини, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бриттена, Пендерецкого.
Концерты музыканта проходят на самых престижных сценах мира: «Карнеги-холл» и «Эвери Фишер-холл» (Нью-Йорк), «Консертгебау» (Амстердам), «Палас де ла Мьюзика» (Барселона), «Аудиторио Насьональ» (Мадрид), «Академия Санта Чечилия» (Рим), «Театр Елисейских полей» (Париж), «Геркулес-холл» (Мюнхен), «Бетховен-холл» (Бонн). Он выступает с такими прославленными музыкантами, как В.Спиваков, Ю.Башмет, Н.Гутман, Э.Вирсаладзе, А.Рудин, Р.Владкович, В.Попов, Д.Дэниэлс и многими другими звездами классической сцены.
В 2000 году Алексей Уткин организовал и возглавил Московский камерный оркестр «Эрмитаж», с которым успешно выступал в течение последних десяти лет в лучших российских и зарубежных залах. В 2010 году Алексей Уткин получил предложение возглавить Государственный академический камерный оркестр России Московской филармонии и стал его художественным руководителем. Алексей Уткин успешно сочетает активную концертную деятельность и преподавательскую работу, являясь профессором Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
«Существует всего несколько человек, которые могут сочетать дирижирование с сольной карьерой, и я уверен, что Алексей является одним из них, ведь он обладает таким мощным талантом»
Джордж Клив, дирижер, США
Предлагаем Вашему вниманию викторину о педагогах-музыкантах, с деятельностью которых Вы познакомились.
«Великие педагоги-музыканты России»
- Как звали исполнителя-виолончелиста, который играл концерт И. Баха на обломках Берлинской стены?
- Кого студенты московской консерватории за суровый нрав за глаза называли «Кавказским орлом»?
- Назовите великого педагога московской консерватории немецкого происхождения.
- Как звали известного педагога-исполнителя, часто посещающего Ростов с концертными программами?
- Назовите фамилию всемирно известного «Золотого гобоя России».
- Кого уговаривал П. Чайковский преподавать в московской консерватории?
- Кто организовал Международный благотворительный фонд, из средств которого ежегодно присуждается премия в честь Д. Шостаковича?
Ответы на вопросы:
1.(Мстислав Ростропович)
2.(Василия Сафонова)
3.(Генрих Нейгауз)
4.(Юрий Башмет)
5.(Алексей Уткин)
6.(Василия Сафонова)
7.(Юрий Башмет)
Материал подготовила Рычкова Г. В.