Анатолий Васильевич Эфрос (1925 – 1987) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
За всю свою творческую деятельность зарекомендовал себя как талантливый и ответственный художник, знающий театральное искусство и кинематограф, хотя его карьера складывалась не так уж безоблачно.
Натан Эфрос, ставший известным как Анатолий Эфрос, родился 3 июля 1925 года в Харькове в еврейской семье. Отец — инженер, работал на авиационном заводе. Мать — переводчик научно-технической литературы.
В годы Великой Отечественной войны Анатолий был в эвакуации в Перми и вплоть до 1945 года работал слесарем на авиационном заводе. С ранних лет увлекался театром.
В 1943 году поступил в актёрскую студию Юрия Завадского при Театре им. Моссовета, находившемся в то время в эвакуации. В 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году, мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель.
После института он попытался остаться в аспирантуре, но ему отказали. Некоторое время работал в маленьком передвижном театре у своего педагога Марии Осиповны Кнебель, труппа которой гастролировала по всей стране, живя в железнодорожном вагоне. Первой самостоятельной постановкой стал спектакль «Прага остаётся моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году. На профессиональной сцене дебютировал в том же году спектаклем «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука в Московском областном драматическом театре им. Островского.
В 1951-1953 годах Анатолий Эфрос работал в Рязанском драматическом театре, где поставил спектакли: «Любовь Яровая» К. А. Тренёва; «Любовь на рассвете» Я. А. Галана; «Собака на сене» Лопе де Вега; «Горячее сердце» А. Н. Островского и другие спектакли.
С 1954 года работал в качестве режиссёра-постановщика в Центральном детском театре. Там встретился со своим педагогом — уволенной из МХАТа Марией Кнебель (позже возглавившей театр). Эфрос быстро сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров Москвы. ЦДТ при Эфросе перестал быть исключительно детским. В ЦДТ Эфрос ставил много пьес Виктора Розова. В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров и другие в будущем известные актёры.
Постановки Анатолия Эфроса в Центральном детском театре: «Чужая роль» С. В. Михалкова; «В добрый час!» В. Розова; «Мы втроём поехали на целину» Н. Ф. Погодина (совместно с М. О. Кнебель); «Сказка о сказках» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова; «Борис Годунов» А. С. Пушкина; «В поисках радости» В. С. Розова; «Вольные мастера» З. Дановской; «Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика; «Бывшие мальчики» Н. А. Ивантер; «Неравный бой» В. С. Розова; «Перед ужином» В. С. Розова; «Цветик-семицветик» В. П. Катаева; «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Они и мы» Н. Г. Долининой.
В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена. За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр. Он отдавал предпочтение современной драматургии. Эфрос и здесь ставил Виктора Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского.
Постановки Анатолия Эфроса в Московском театре им. Ленинского комсомола: «В день свадьбы» В. С. Розова; «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского; «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова; «Снимается кино» Э. С. остановки. Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года. В начале 1967 года Эфрос был отстранён от руководства театром — ряд артистов, которым он не давал работы, нажаловались на режиссера. Юрий Завадский, Олег Ефремов и Юрий Любимов пытались бороться за Эфроса, но безуспешно.
В том же 1967 году Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной, который в то время возглавлял Андрей Гончаров. Из «Ленкома» ему разрешили взять с собой актёров-единомышленников, в том числе Льва Дурова и Ольгу Яковлеву. Эфросу удалось создавать свой собственный театр внутри Театра на Малой Бронной.
И в глазах московских театралов это был скорее «театр Эфроса». За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра.
Именно в этот период о театре Эфроса и его актёрах заговорили как о художественном направлении. На Малой Бронной Эфрос обрёл новых единомышленников в лице Николая Волкова и Леонида Броневого.
Постановки Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной: «Три сестры» А. П. Чехова; «Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского; «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука; «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова; «Ромео и Джульетта» У. Шекспира; «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова; «Человек со стороны» И. М. Дворецкого и другие постановки.
Помимо театра, Анатолий Эфрос много работал на телевидении, поставил ряд спектаклей, снял 5 фильмов: «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Фантазия», «В четверг и больше никогда». Последняя картина вышла на экраны в 1977 году. Актерский состав оказался, как обычно у Эфроса, звездным: Любовь Добржанская, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Вера Глаголева. Музыку для драмы написал классик XX века Дмитрий Шостакович .Фильм вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино.
Самые известные телевизионные спектакли Эфроса — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», с Юрием Любимовым в роли Мольера, и «Страницы журнала Печорина» и другие фильмы.
В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо давно не ладившего с властями Юрия Любимова, который, находясь в зарубежной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР. Противостояние длилось несколько месяцев, после чего был издан указ об освобождении Любимова с поста художественного руководителя театра. Согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно. Режиссёр поставил в театре несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, поставленный им ещё в 1975 году; «На дне» М. Горького; «У войны — не женское лицо» С. А. Алексиевича; «Полтора квадратных метра» Б. А. Можаева (совместно с С. Н. Арцыбашевым); «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера и другие спектакли.
В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти и подписал коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова. Однако уходить ему было уже некуда. Приход Анатолия Эфроса на Таганку многие считали трагической ошибкой, которая стоила ему жизни.
Личная жизнь Анатолия Эфроса была целиком подчинена творчеству. Режиссер завел семью еще в начале 50-х годов. Его женой стала Наталья Крымова, которая в то время только начинала карьеру театрального критика. В 1954 году у супругов родился сын Дмитрий. В 1976 году юноша закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре, в 90-е годы занялся живописью.
Фильмография
- «Шумный день» — 1960
- «Високосный год» — 1962
- «Двое в степи» — 1964
- «Фантазия» — 1976
- «В четверг и больше никогда» — 1977
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Efros-Anatoliy.php Штуки-дрюки ©
Материал подготовила к публикации Рычкова Г. В.