Музыкальная психология является наукой , относящейся одновременно и к области музыкознания, и к области прикладной психологии. В научных поисках этой сферы проводят исследования в области музыкальной акустики, психоакустики, нейропсихологии восприятия, психофизиологии слуха и движения, эстетики, культурологии, педагогики. Это настолько огромная тема, которая стоит многих лет исследований. Музыка тесно связана с эмоциями, а способность распознавать тон и ритм обусловлена физиологией — музыкальный слух есть у всех, кто способен в принципе слышать. Склонность к музыке проявляется в самом раннем детстве, она характерна для всех без исключения культур и, вероятно, восходит к временам зарождения нашего биологического вида. » Она располагается в таких глубинах нашего существа, что мы можем считать ее врожденной… Саму музыку мы воспринимаем как почти живое существо. » — Оливер Сакс «Музыкофилия». Эта книга имеется в фонде нашего отдела.
Чем музыкальное воображение отличается от музыкальных галлюцинаций и почему последние — это не психологическое, а неврологическое отклонение? Отличается ли мозг профессионального музыканта от других?
Что такое идеальный слух? Дар или патология? Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера? На эти и другие вопросы пытается найти ответ
писатель, невролог и нейропсихолог Оливер Сакс (Оливер Сакс. Музыкофилия. =Musicophilia: Tales of Music and the Brain. — М.: АСТ, 2017.)
Сегодня рассмотрим лишь некоторые страницы музыкальной классики, которые тревожат разум и открывают тёмные страницы подсознания и ощущений на примере известных произведений.
Сцена в казарме из оперы “Пиковая дама” Петра Чайковского
Здесь тяжёлый клинический случай множественной галлюцинации на фоне тяжелейшего стресса и длительного отсутствия сна. Герману чудятся звуки заупокойной молитвы – он только что пришел с похорон старой Графини, которая погибла по его вине. Ему кажется, что кто-то стучит в окно. А потом он видит призрак мёртвой старухи, которая замогильным голосом говорит ему то, чего так и не сказала при жизни – те самые три выигрышные карты: Тройка… Семёрка… Туз…
Это действительно страшно. Чайковский говорил, что когда он сочинял эту музыку, у него волосы вставали дыбом от ужаса. В постановке Метрополитен-опера мёртвая старуха-графиня лезет к Герману откуда-то из преисподней, взламывая пол.
“Наваждение” Сергея Прокофьева”
Это самый известный фортепианный хит Прокофьева. В своё время (начало 20 века) он принёс молодому автору скандальную славу. Это классический кошмарный сон, знакомый каждому: ты видишь что-то невыразимо ужасное, тебя дросает в дрожь, ты бежишь, а ноги ватные, ты кричишь, а звука нет…Юный талант Ваня Бессонов записал этот клип в соответствующих тонах: черный рояль, черная рубашка, чёрный тоннель и черные тени на стенах…
Сцена с курантами из оперы Модеста Мусоргского “Борис Годунов”
В драме Пушкина (и в опере Мусоргского) не кто иной, как Борис Годунов, виновен в смерти маленького царевича Дмитрия (хотя историки эту версию не поддерживают). Он тяжко мучается своей ужасной виной и постепенно теряет рассудок. Темный кабинет. Борис один. В углу стоят напольные часы с курантами. Они начинают бить привычную мелодию, но в больном сознании Бориса она превращается в страшную звуковую фантасмагорию. А из мрака к нему с мольбой тянет ручки залитый кровью ребёнок. Этой сцены у Пушкина нет. Её придумал Мусоргский для пущего драматизма. Совершенно неповторимо её исполнял Шаляпин. Когда он поворачивал голову в сторону кулис и с вытаращенными от ужаса глазами, медленно поднимал руку и указывал дрожащим пальцем в тёмный угол, шепча “Вон… вон там…Что это?!… там… в углу!!!…”, публика в ужасе привставала с кресел, чтобы получше рассмотреть призрака.
В 1867 году Мусоргский сочинил симфоническую поэму «Ночь на Лысой горе» . На эту музыку в советское время «Союзмультфильм» создал занимательную анимационную фантазию:
Пятая часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза
Собственно, вся эта симфония – бред и галлюцинация. Её герой – самоубийца. Он решил отравиться опиумом из-за несчастной любви. Он впадает в наркотическую прострацию и видит в бреду всю свою несчастную жизнь, смерть на гильотине и даже мытарства грешной души в аду. Пятая часть этой симфонии совершенно невероятная. Недаром от неё в полнейшем восторге был Паганини и даже заказал Берлиозу концерт для альта. В начале части для впечатлительных пользователей: Мрак, шорохи… Где-то истошно кричит петух… А потом прилетает главная ведьма и начинается веселая пирушка всех этих вурдалаков…А также фрагмент Dies irae (День гнева) — мрачный колокольный звон и ухающие шаги невидимого призрака.
Альфред Шнитке. Вальс из к/ф «Агония»
Для широкой публики это имя — символ отечественного музыкального авангарда. Его запрещали, исполняли крайне редко, а если исполняли, то концерты сопровождались невиданным ажиотажем. Современный стиль атональной, диссонансной музыки выражает как правило хаос сегодняшнего мира, в который погружена человеческая душа. Все главные сочинения Шнитке посвящены проклятым вопросам современного мира: гибели высокой культуры и человеческой духовности, одиночеству и тотальной разобщённости людей.
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.