«Находки на книжной полке» — к международному дню музеев. Выставка — обзор

После II мировой войны, в 1946 году, около 100 государств решили создать Международный Совет музеев (ICOM). Так появилась организация, которая координирует работу музеев всего мира. В 1977 году в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) проходила 11 конференция Совета. Именно тогда директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина предложила учредить профессиональный праздник. Предложение было принято практически безотлагательно. И с тех пор каждый год, 18 мая, все страны мира отмечают День музея. Причем каждый такой праздник имеет свою тематику. Тема утверждается заранее – и доводится до сведений широкой публики.

Праздник хоть и не очень старый, но уже обзавелся интересными традициями. Проведение в этот день награждений лучших работников, семинаров, выставок, лекций, экскурсий – это стандартный набор для подобных праздников. Но есть у музеев и другие традиции, которые очень нравятся их посетителям.

Так, в день большинство музеев по всему миру пускают к себе желающих абсолютно бесплатно. Очень приятная традиция. Также весьма нравится публике акция «Ночь в музее». Придумали такую акцию в Берлине, в 1997 году. В эту ночь большинство музеев не закрывается до утра, а ночным посетителям предлагают квесты, игры, викторины связанные с музейной тематикой. Для удобства посетителей проводят такую акцию обычно не в сам праздник, а в ближайшую к нему субботу.

Выставка старинных изданий из фонда МНО.

Представлены издания 30, 40, 50 -х годов.

Грубер Роман Ильич. Гендель. (жизнь и творчество). Ленинград. Научно-исследовательский институт искусствознания. 1935.

Р. И. Грубер написал множество книг о музыке и ее творцах. Книга-исследование Р.И. Грубера о Георге Фридрихе Генделе и его эпохе. В ней он описывает пути становления Генделя как великого композитора, немца по национальности, талантливого последователя итальянской оперы-сериа, а также любимого англичанами, которые слушают его музыку стоя. Р. И. Грубер пишет о таких периодах жизни и творчества композитора, как: Гендель и Италия; Гендель и Германия; Первые произведения композитора; Гендель в Ганновере; Гендель и Бетховен. Творчество Генделя как проблема наследия.

В том числе Грубер представляет нашему вниманию общий обзор творчества Генделя. Пишет об итальянской опере — сериа, и принципах генделевского оперного творчества.

М. И. Глинка. 1804-1954. сост. Орлова А. Государственное музыкальное издательство 1954 г. 478 с.

М.И Глинка- одна из центральных фигур русской классической музыки. Может даже собственно исконная, русская. О Глинке писали крупнейшие деятели отечественной культуры. Их высказывания приведены также в «календаре». Составитель книги ставил перед собой задачу хотя бы в минимальной степени показать многообразие различных связей композитора с художниками, артистами и воздействие его творчества на отечественное и зарубежное искусство.

Основная цель настоящего исследования такова: оно стремится по возможности полнее раскрыть ту почву, ту историческую обстановку, которая в XVIII веке подготовила расцвет русской музыкальной классики, наступивший в XIX веке. Нет сомнений в том, что наши сведения о светской музыкальной культуре доглинкинской поры еще далеко не полны. Конечно, Глинку подготовило бесконечно многое в развитии культуры нашего народа: все лучшее, что только было в ней. И, конечно, Глинка был великим художником своего времени — эпохи Отечественной войны, восстания декабристов, пушкинской поры. Новое идейно-художественное качество классического искусства Глинки совершенно бесспорно для нас и в национальном и в мировом масштабе. Тем не менее, и Глинка и вся русская музыкальная классика были глубоко подготовлены предшествующим развитием русской музыкальной культуры.

Ливанова Т.Н. Музыкальная классика XVlll века. Гендель. Бах. Глюк. Гайдн. Государственное музыкальное издательство. 1939. 518с.

Четыре монографических очерка, входящих в эту книгу, объединяются общим замыслом — как в смысле тематическом, так и в смысле метода изложения. Все они посвящены одной большой теме — великому идейно-художественному перелому XVIII в., формированию нового и прогрессивного классического музыкального искусства. Поэтому очерк об одном из величайших композиторов — о Моцарте, не включен в их число. Если классический стиль постепенно складывался, в творчестве Гайдна, то в гениальных произведениях Моцарта он рано созрел и откристаллизовался. Для Моцарта этот исторический перелом был уже позади. Очерки не претендуют на всестороннее освещение проблем, связанных с личностью того или иного художника. Во всех случаях главное внимание отдается творчеству композитора, его произведениям. Весь фактический материал жизнеописаний и музыкального быта излагается по необходимости сжато. Книга предполагает знакомство читателей с биографическим материалом и лишь суммирует биографические данные,…

Способин И.В. Элементарная теория музыки. Москва-Ленинград. 1951.

Прижизненное издание. Государственное музыкальное издательство. Курс элементарной теории ставит целью сообщение учащимся систематических сведений об основах элементарных сторонах музыки, включая некоторые данные об их выразительных возможностях. В качестве примеров в учебнике приведены народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов. В разделе «Дополнения» помещены знаки сокращения нотного письма, схемы дирижерских взмахов, некоторые музыкальные термины.

И. Бэлза. «С.В. Рахманинов». ВТО. 1947. 200с.

Перед вами сборник статей, посвященных великому русскому композитору С.В. Рахманинову.

Избранные пьесы польских композиторов для фортепиано
Государственное музыкальное издательство, 1958г.

В творчестве польских композиторов фортепьянные произведения всегда занимали почетное место. Великий основоположник польской музыкальной классики Шопен изучил и глубоко постиг не только народные истоки отечественной культуры, но и обширный опыт, накопленный его учителем Юзефом Эльснером, его предшественниками и старшими современниками — Францишком Лесселем, Михалом Клеофасом Огиньским, Феликсом Островским, Марией Шимановской и многими другими композиторами, сочинявшими фортепьянную музыку.
С давних пор эта музыка отличалась национальной самобытностью. В ней отразились тяжелые переживания и гордые стремления вольнолюбивого польского народа, запечатлевшего в песнях, как выразился Мицкевич «свои мысли и цветы своих чувств». Польские композиторы вдохновлялись как песнями, так и танцами родного народа, творчески развивая, например, такие жанры, как мазурка, краковяк, полонез. Как известно, у польского, так же как и у других славянских народов, песня и танец обычно неотделимы друг от друга: многие песни построены на ритмической основе какого-либо танца, исполнители которого поют его мелодию.

А. Шелюто. Соч. 54 № 2. Ноктюрн № 2
А. Шелюто. Соч. 58 № 1. Полонез I «Весенние настроения»
А. Шелюто. Соч. 58 № 2. Полонез II. «Летние настроения».
Б. Войтович. Каприччио (Этюд)
Б. Войтович. Сицилиана. (Этюд)
Б. Войтович. Скерцино. (Этюд)
Б. Войтович. Колыбельная (Этюд)
В. Лютославский. Буколики
В. Рудзиньский. Курпёвский танец из Польской сюиты

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва. Государственное музыкальное издательство. 1958. 318 с.

В книге, обобщающей огромный опыт выдающегося советского пианиста, рассказывается о важнейших принципах фортепианного исполнительского искусства. Будучи по существу исследованием в области художественного творчества и технической работы пианистов, книга захватывает живостью, образностью изложении, ясностью мысли. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов , представляет интерес для любителей музыки.

Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь.