Ольга Фёдоровна Берггольц — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР, лауреат Сталинской премии, кавалер орденов Ленина и Трудового красного знамени. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». Почётный гражданин Санкт-Петербурга.
Ольга Фёдоровна Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге в семье врача-хирурга. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. С 1918 по 1920 год жила с семьёй в г. Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря. Училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году. Первое стихотворение поэтессы «Ленин» было напечатано в газете «Красный ткач» в 1925 году. В 1930 году О. Берггольц заканчивает филологический факультет Ленинградского университета, а с 1934 года становится членом Союза писателей СССР.
Но для Ольги Фёдоровны началась неудачная полоса жизни: её дважды арестовывали по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участника контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. Проходила по делу «Литературной группы», которое было сфальсифицировано бывшими работниками УКГБ по Кировской области. В тюрьме Берггольц продержали 171 день, её здоровье было окончательно подорвано. Несмотря на это, она держалась стойко и не признала себя виновной; 3 июля 1939 года Ольга Берггольц была освобождена и полностью реабилитирована. Вскоре после освобождения она вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!»
В феврале 1940 года Ольга Берггольц вступила в ВКП(б).
В годы Великой Отечественной войны поэтесса оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 года работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города. Берггольц долгое время жила в самом помещении ленинградского Радиокомитета, чтобы иметь возможность в любой момент подойти к микрофону. Она была «сестрой милосердия» у одра умирающего Ленинграда.
«К сердцу Родины руку тянет
Трижды проклятый миром враг.
На огромнейшем поле брани
Кровь отметила каждый шаг.
О, любовь моя, жизнь и радость.
Дорогая моя земля!
Из отрезанного Ленинграда
Вижу свет твоего Кремля».
Октябрь, 1942 г.
Ольга Берггольц ведет хронику происходящего в блокадном аду как христианский подвижник. Ольга Федоровна не раз признавалась в дневнике, что ее физические возможности давно исчерпаны, она, как все ленинградцы, истощена, больна, истерзана холодом и голодом, но душевные силы притекают откуда-то, будто душа уже и не связана никак с немощным телом.
В первом полном издании блокадного дневника Ольги Берггольц в аннотации сказано: «Дневники потрясают своей откровенностью… Это не только предельно честная хроника блокады, но и летопись бытия, обращенная в будущее, к потомкам»:
18 января 1942 года. «Это ощущение повальных смертей — в сотни раз ужаснее и неотвратимее, чем смерти от бомбежек. Как волны кидается на тебя смерть, ты чувствуешь ее в самом себе, — надо устоять, надо устоять».
7 февраля 1942 года. «Народ умирает страшно… Яшка заботится об отправке, спасении нашего оркестра — 250 человек. Диктовал: «Первая скрипка умерла, фагот при смерти, лучший ударник умер…»
«Я говорю за всех, кто здесь погиб
В моих строках глухие их шаги.
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет
Кто проходил огонь, и смерть, и лед».
Фрагмент
стихотворения из цикла «Память»
В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942). В 1943 году писала сценарий фильма о бытовых отрядах блокадного города, в итоге переработанный в пьесу «Они жили в Ленинграде». Ольге Берггольц 3 июня 1943 года вручили медаль «За оборону Ленинграда».
«Я говорю за всех, кто здесь погиб
В моих строках глухие их шаги.
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет
Кто проходил огонь, и смерть, и лед».
Фрагмент
стихотворения из цикла «Память»
В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942). В 1943 году писала сценарий фильма о бытовых отрядах блокадного города, в итоге переработанный в пьесу «Они жили в Ленинграде». Ольге Берггольц 3 июня 1943 года вручили медаль «За оборону Ленинграда».
27 января 1945 года выходит радиопостановка «900 дней», в котором использовались разные фрагменты звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии Д. Шостаковича, объявления о тревоге, голоса людей), объединённые в одну запись. Ольга Берггольц, в числе прочих, работала над этой радиопостановкой, читала там стихи.
После войны выходит книга Берггольц «Говорит Ленинград». Также она написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре Таирова. В 1948 году в Москве выходит «Избранное», спустя 10 лет — Собрание сочинений в двух томах и другие книги. В 1950 году в журнале «Знамя» было опубликовано главное произведение Ольги Берггольц — поэма «Первороссийск», через год отмеченная Сталинской премией.
В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде. После командировки в Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения. В 1960-е вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е — «Верность», «Память»
После войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:
«Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто»
Мемориал Ольге Берггольц при входе в Ленинградский Дом Радио. Мемориальная доска на доме № 7 по ул. Рубинштейна в Санкт-Петербурге, где проживала Ольга Берггольц.
Материал подготовила к публикации зав. сектором Рычкова Г.В.