«Я пришел в новый для себя жанр, совершенно не ориентируясь в нём, но смог создать свой собственный стиль оперетты. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…» Ф. Легар
Знаменитый композитор, Ф. Легар, написал свыше 30 оперетт. Его творения — это искусный сплав австрийских, сербских и словацких песен и танцев с проникновенными и чувственными венгерскими интонациями и ритмами. Чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки, Легар часто вводил народные инструменты, например, балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.
Ференц Легар родился в 1870 году в Комарно, в Венгрии. Отец его служил в военном оркестре валторнистом, а затем капельмейстером. Когда Ференцу исполнилось 10 лет, семья переселилась в Будапешт, где мальчик поступил в гимназию, а в 1882 году — в Пражскую консерваторию, где учился у А.Бенневица (скрипка), Й.Б.Фёрстера (гармония) и А.Дворжака (композиция). В 1888 году Легар устраивается скрипачом в театральный оркестр, затем, в течение 10 лет Легар находился на службе в австро-венгерской армии, став одним из самых популярных капельмейстеров военных оркестров. С 1890 года он занимает должность полкового дирижера, а в свободное от работы время сочиняет марши, танцы, романсы. В 1896 году Легар сосредотачивает свое внимание на крупном театральном жанре, результатом чего является появление оперы «Кукушка».
Спустя пять лет после этого Легар прощается с карьерой военного музыканта и становится дирижером одного из театров Вены. В то же время композитор дебютирует с опереттой «Венские женщины», которая, впрочем как и последующие три его спектакля, большим успехом не пользовалась.
Мировое признание и слава приходят к Легару только с его пятой опереттой «Веселая вдова» (1905). Сюжет, в основе которого – тонкая политическая сатира, тем не менее, провозглашает ценности верной и искренней любви.
В посольстве маленького государства Понтеведро идет борьба за руку, а значит и состояние прекрасной вдовы Ганны Главари. Ее двадцать миллионов очень нужны стране, обремененной долгами. Но для того, чтобы этот капитал пополнил бюджет Понтеведро, молодая женщина должна вновь выйти замуж только соотечественника. Покорить сердце «веселой вдовы» поручают советнику посольства – обаятельному прожигателю жизни графу Данило. Но он единственный, кто не желает присоединяться к толпе обожателей красавицы. Почему? Потому что по-прежнему неравнодушен к своей Ганне, которую любил в юности.
«С „Веселой вдовой“, — писал Легар, через несколько лет, — я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…» Примечательно, что осознание значения «Веселой вдовы» пришло к нему не сразу. По меньшей мере пять оперетт было написано за это время. Легар упивался пришедшей к нему, наконец, славой — настоящей, мировой славой, со всеми ее последствиями.
Новый крупный успех — оперетта «Княжеское дитя», поставленная 7 октября 1909 года в новом «Иоганн Штраус-театре», предназначенном специально для оперетты. Легар сходится с драматургами А. Вильнером и Р. Боданским, которые написали для него пьесу «Цыганская любовь». Не лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты «Граф Люксембург», которую Легар сочинял почти одновременно с «Цыганской любовью» и написал всего за три недели.
Композитор не особенно был доволен своей работой, называл ее неряшливой. Но Карчаг в этот раз оказался прав: Легар «вытряс из рукава» мелодии, которые на несколько лет завладели миром. Премьера в театре «Ан дер Вин» была назначена на 12 ноября 1909 года. Легар боялся провала. Он приятно ошибся. Спектакль имел ошеломляющий успех. Премьера оперетты «Цыганская любовь» прошла 8 января 1910 года в «Карл-театре». Пресса назвала лейтмотивы «Цыганской любви» недостаточно своеобразными. Ставили в упрек также недостаток комического элемента. За рубежом успех «Цыганской любви» был большим, нежели на родине.
Началась Первая мировая война. Для оперетты наступил трудный период. Творческая растерянность чувствовалась и у Легара. Почти десятилетие не появлялось из-под его пера ничего, равного по значению «Веселой вдове» или «Графу Люксембургу». Он покончил с «глупостями» и комизмом. Композитор начал писать «легариады» — оперетты, весьма мало схожие с «опереткой», предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью, заканчивающиеся — вещь, запрещенная в оперетке, — несчастливо. Как правило, большого успеха «легариады» не имели. Достигшего мировой славы композитора обвиняли в том, что он исписался. Он говорил: «Оперетта не умирает… Умирают только те, кто не умеет с ней обращаться, — любители штампов и эпигоны. Новый материал, новые люди, новые формы! Я — человек настоящего времени, а все нынешнее время не что иное, как большая мастерская для следующего поколения. Есть только одна инстанция, перед которой я склоняюсь, — это моя совесть. В остальном я позволяю себя ругать и хвалить и делаю то, что должен».
Тем не менее Легара ожидал новый взлет. Оперетты «Паганини» (1925), «Царевич» (1927), «Фридерика» (1928), «Страна улыбок» (1928), «Джудита» (1934) живут хотя бы потому, что в отдельных мелодиях Легар не сошел с пьедестала, а поднялся выше.
Создал он арии Паганини и Су-Хонга, мелодии эти продолжают звучать, радуя человечество. До слез трогательный вальс Джудиты из одноименной оперетты исполнялся уже не Таубером, и все же это — одна из вершин опереточной музыки. 17 ноября 1929 года стало апогеем новой славы Легара. В этот день на четырех сценах Берлина было дано девять легаровских спектаклей. В день шестидесятилетия Легара, 30 апреля 1930 года, с 8 до 9 часов вечера по всей Австрии был объявлен легаровскии час: по радио, в дансингах и концертах исполнялись только его произведения. Легар в это время находился в Баден-Бадене. Он получил поздравления со всех концов света. Вена встретила его пышными юбилейными празднествами и банкетами.
Легар не один преодолевал трудности и успехи. В 1923 году он оформил брак с Софи. Когда они встретились, Легару было 33.
Знаменитый композитор, король оперетт Франц Легар прожил со своей женой тридцать пять лет. Двадцать — до женитьбы, пока первый муж не дал Софи развода, и пятнадцать — после. Старые друзья шутили: «Легар женился для того, чтобы быть свободным», и в этом была доля правды. Софи оказалась идеальной женой, она вела дом, следила за его гардеробом, приглядывала за слугами и кухаркой, была с Францем нежна и не мешала ему жить. Может, она его и ревновала — кто знает? — но беспокойства от этого не было никакого, чувства Софи держала при себе. Они жили вместе так долго, что София стала его привычкой, и он не думал, любит ее или нет. Ну да, любит, как же иначе — ведь они по-прежнему вместе…
Не только личная жизнь, творческий триумф Ф. Легара, но и жизнь финансовая, можно сказать, сложились. В 1931 году Легар купил в Вене просторный дворец постройки 1740 года, принадлежавший моцартовскому либреттисту Людвигу Шиканедеру.
Здесь композитор и жил до самой смерти, до 1948г.
Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Ференца Легара.
Благородные оперетты Ференца Легара (всего более 30):
Кукушка, 27 ноября 1896
Венские женщины, 21 ноября1902
Цыганская любовь, 8 января 1910
Ева (Eva), 24 ноября1911
Фраскита , 12 мая1922
Паганини , 30 октября 1925
Царевич , 26 февраля 1926
Фридерика , 4 октября 1928
Джудитта , 20 января 1934.
Материал подготовила и опубликовала Н.И. Гудзь, зав. сектором МНО