Праздник Пасхи установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, который является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения.
В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
Обратимся к истории…
Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом Паса́х (ивр. פסח — «миновал, прошёл мимо»), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, которые были помазаны кровью Пасхального агнца, уничтожая первенцев Египта. – (Исх.11:12)
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота. — (Исх. 12:29)
Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием. – (Исх.12:31)
У христиан название праздника приобрело иное толкование — «перехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа; тем самым ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.
Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в Православии и 50 дней в западном христианстве.
Светлый праздник Пасхи пришел из Византии вместе с крещением Руси в конце 9 века. С тех пор по всей России широко и торжественно отмечают это событие. Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разнообразные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.
Празднование Пасхи всегда сопровождается торжественными, возвышенными песнопениями.
Появление церковного пения на Руси относится к началу XI века. Христианская традиция пришла в нашу страну из Византии, потому и богослужебное пение изначально носило византийский характер. Система распевов основывалась на ладах, по которым выстраивалась вся древне -греческая музыка со времен Пифагора. Эти же лады легли в основу осмогласия, составленного преподобным Иоанном Дамаскиным и также прочно вошедшего в русскую церковную музыку.
К концу XVI – началу XVII века в русской церковной музыке сложился свой, отличный от византийского, музыкальный звукоряд, это время расцвета распевности в русской церковной музыке. Знаменный распев сменил другой стиль исполнения с гораздо большими музыкальными возможностями. Именно здесь гармонически выстраивается многоголосная вертикаль, более разнообразной становится мелодика.
Музыкально-нотный отдел ЦГБ им. М. Горького располагает редким фондом духовной литературы – это книжные издания о традициях древнего церковного пения: демественный распев XVI – XVIII вв., беседы о церковном пении, хоровые произведения Божественной литургии русских композиторов, сборники, вошедшие в мировой фонд хоровой классической музыки, «Херувимские песни» Д. Бортнянского, Всенощное бдение С. Рахманинова и другие нотные сборники.
Наиболее известные русские композиторы, писавшие духовную музыку, а также Пасхальные произведения.
Материал подготовила и опубликовала зав. сектором абонемента Рычкова Г.В.