История одной песни — «Знаете, каким он парнем был». Виртуальная встреча в клубе «Романсеро».

День космонавтики в музыкально-нотном отделе традиционно отмечается песнями на космическую тематику. Эти песни знаковые — их мотив любим многими поколениями. Литературно-музыкальный клуб «Романсеро» ежегодно посвящает одно из своих заседаний Дню космонавтики, в нынешних условиях — виртуальное заседание. Год назад мы публиковали историю песни А.Пахмутовой «Нежность» — одной из любимых песен Ю.Гагарина. http://mno.blogs.donlib.ru/2020/04/11/opustela-bez-tebya-zemlya-istoriya-pesni-pokoritelyam-kosmosa-posvyashhaetsya/ Сегодня мы обращаемся ещё к одной знаковой песне в истории космонавтики — «Знаете, каким он парнем был».

Есть люди, оставившие незабываемый след в жизни человечества, благодаря чему они остаются кумирами независимо от дальнейших событий. Таким человеком был Юрий Гагарин, первым увидевший нашу Землю с космических высот. Его лучезарная улыбка и после трагической смерти радует людей почти шесть десятилетий.

Строка «Опустела без тебя Земля» с 27 марта 1968 года зазвучала особенно трагически: не стало прекрасного человека. Это событие страшно потрясло Пахмутову и Добронравова. Они написали целый цикл песен, получивший название «Созвездие Гагарина».

В него вошли четыре песни («Смоленская дорога», «Запевала звездных дорог», «Как нас Юра в полет провожал», «Знаете, каким он парнем был?»). Эти песни звучали на музыкальных площадках, телеканалах и радиоволнах практически всех советских радиостанций. Однако самой удачной песней стала «Знаете, каким он парнем был?» .

Сами авторы позже рассказывали о песне, о причинах, побудивших к ее написанию:

«Конечно, это хорошо, когда в момент создания песни рождается фраза, которая потом становится крылатой, но найти такую нелегко. Скажем, мы задумали с Алей написать песню про Гагарина. Сидели, думали: а вот каким он был? Что про него люди знают? И вдруг сама собой легла фраза: «Знаете, каким он парнем был?»» Николай Добронравов.

Крылатым стал и припев песни, в который авторы включили как и знаменитое гагаринское «Поехали!», так и поэтическое сравнение космического полёта с шаляпинским «Вдоль по Питерской».

Николай Добронравов сумел в стихах изобразить Юрия Гагарина и героем-кумиром, и обычным человеком – простым русским парнем. Выходил на лед, поскольку любил хоккей. Песни пел, поскольку этого требовала его душа. Оставался всегда веселым. Жил азартно. Не хотел почивать на лаврах, стремился в небо, которое принесло ему, как показало время, не только славу и всенародное признание, но и трагическую смерть.

Поэт-песенник не забыл и его коронную фразу «Поехали!», произнесенную 12 апреля 1961 года при старте на первом пилотируемым космическом корабле «Восток». Она стала своеобразным отсчетом новой космической эры в развитии человечества.

Юрий Гуляев стал одним из первых исполнителей песен из цикла «Созвездие Гагарина». В его интерпретации впервые на широкой публике прозвучала и песня «Знает, каким он парнем был». Он спел ее в финальной части чрезвычайно популярной телепередачи «Песня-71». Ему аккомпанировал эстрадно-симфонический оркестр Центрально телевидения и Всесоюзного радио.Песня исполнялась на бис, получив впоследствии статус гимна Прометею космоса.  В дальнейшем ее пели  Иосиф Кобзон, Леонид Сметанников, Муслим Магомаев, Василий Ладюк и многие другие артисты.

12 апреля весь мир отмечает Международный день полета человека в космос. Поздравляем всех наших читателей и предлагаем вспомнить одну из самых замечательных советских песен, посвященных нашим космонавтам. Желаем вам красивого, счастливого и светлого, как улыбка Гагарина, дня!

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный час «Где-то на белом свете»- к 90-летию поэта-песенника Леонида Дербенёва.

Всем известна добрая и философичная песенка про медведей, что трут земную ось и этим совершают ежедневное доброе чудо. Эта всеми любимая песенка из кинофильма про любовь и приключения наивного Шурика — «Кавказская пленница» — одна из многих, что звучат в душах многих людей. Когда человек не просто гениален, а гениален в добре, то его дела и творения переживают эпохи. Таким светоносным и добрым является творчество Леонида Дербенёва. Леонид Петрович Дербенёв за свою жизнь (12.04.1931 — 22.06.1995 ) написал более двух тысяч замечательных стихотворений, две сотни из них стали популярными песнями и. может быть, еще станут ими. В одной из свих гениальных песен «Есть только миг», на музыку Александра Зацепина, из кинофильма «Земля Санникова» — 1973г., он мудро ответил на вопрос о смысле бытия и способе выжить, сохранив добродетель.

  «Есть только миг».

«Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг, — за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, —
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой – для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг – ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать, да беду ещё.
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, —
Именно он называется жизнь».

Всю свою творческую жизнь Л.Дербенёв зажигал на эстраде новые звёзды. В 1971 году Алла Пугачёва получила 1 премию на международном конкурсе в Сопоте за исполнение песни Б.бычкова и Л.Дербенёва «Всё могут короли».

 Советский и российский поэт-песенник, родился в Москве.  Во время Великой Отечественной войны проживал в селе Удово, Владимирской области, куда приехал  с бабушкой в 1941 году, откуда позднее переехал в Москву, вместе с семьёй своего деда. Есть упоминание, в печати, что отец был партийным работником.  Дебютом поэта стала публикация стихов во всесоюзной газете «Пионерская правда». Автор тогда учился в седьмом классе средней школы.   После школы, к сожалению, по призванию, в Литературный институт молодой поэт не поступал, отец был против, чтобы сын был творческим человеком и настоял на юридическом.    В 1954 году, Леонид Дербенёв, окончил Московский юридический институт, после чего работал юристом в организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях, «Московском комсомольце» и других периодических изданиях. Переводил поэзию народов СССР.    С 1959 года уходит на творческую работу, пишет песни, в 1960-е нередко выступает в роли переводчика западных шлягеров: «Прощай, моряк» и «Луна» Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо и других. Первая певица у Леонида Петровича для его песен, была Тамара Миансарова.

«Береги любовь» — прекрасная . но забытая песня!

От своих коллег, поэтов- песенников, Леонид Дербенёв отличался тем, что тексты песен часто писал уже на готовую музыку. И когда его песня «Ямайка», заполнила Всесоюзный радиоэфир, на него обратили внимание именитые композиторы.

Леонид Дербенёв сотрудничал с известными советскими композиторами: Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, Максимом Дунаевским.  В 70-е годы наряду с многочисленными соавторами – композиторами, у Леонида Дербенёва был и соавтор поэт-песенник Игорь Шаферан.  С ним написаны песни: «Горько», «Белка в колесе», «Новогодний вальс», «Гуси, гуси», «Двадцатый век», «Ты говоришь мне о любви» («Одна снежинка ещё не снег»), «Московская серенада», «Это Москва», «Я к тебе не подойду», «Я твой нелюбимый».

 Мы все поем за праздничным застольем любимые песни Леонида Дербенёва– «Сяду в скорый поезд». «Снится мне деревня», «Атлантида», «Ты, ты, ты», «Небо и земля», «Днём и ночью». «Зурбаган» «Кленовый лист» и многие другие. 


Леонид Петрович работал со многими творческими коллективами Он автор песен для ВИА «Весёлые ребята» — «Если любишь ты», «Не минуты покоя», «Не волнуйтесь, тётя».
 ВИА «Самоцветы» — «Всё, что в жизни есть у меня», «Я люблю этот мир», «Цветы».
 ВИА – «Поющие сердца» — «Кто тебе сказал?», «Лейся, песня», «На острове Буяне».
 Рок-группа «Земляне» — «Прости, Земля», «А жизнь идёт», «Цепочка», «День рождения Земли».

  Леонида Дербенёва, не приняли в Союз писателей, аргументируя, что он не выпускал поэтических сборников, однако, на счастье, его приняли в Союз кинематографистов – свою первую песню для кинофильма он написал ещё в 1956 году.  Песни на стихи Леонида Петровича звучат во многих произведениях советского кинематографа – например: «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова», «Песенка о медведях» из кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».Большой популярностью пользовались его песни из кинокартин:«Чародеи», На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», «Мушкетёры двадцать лет спустя».Леонидом Дербенёвым написаны песни к 120 художественным фильмам.

Последний проект Леонида Дербенёва — талантливая и очень эмоциональная певица из США Сюзанна Тэппер, с которой был записан альбом песен на слова поэта, на музыку Максима Дунаевского «Пересаженное сердце».

   Замечательный человек и талантливый поэт Леонид Петрович Дербенёв – оставил нам прекрасные песни Мастера, без которых уже невозможно представить ни жизнь, ни культуру великой страны, которую он так любил и завещал в своих предсмертных строках:

«Живи, страна, ненаглядная моя Россия!».

Умер Леонид Петрович Дербенёв 22 июня 1995 года в Москве, Похоронен на Востряковском кладбище.Леонид Петрович Дербенёв прожил прекрасную и счастливую жизнь. Ему очень повезло в личной жизни : в молодые годы он встретил свою любовь и прошел с ней всю жизнь.

В 2000 году вышла книга Леонида Дербенёва: «А жизнь идёт. Песни родные и близкие». Супруга – Вера Ивановна Дербенёва – в 2003 году выпустила книгу: «Леонид Дербенёв. Между прошлым и будущим».Эти книги содержатся в фонде нашей библиотеки.

А жизнь идет [Ноты] : песни родные и близкие : [для пения с буквенно-цифровым обозначением / лирик] Леонид Дербенев. — Москва : Центрполиграф, 2001. — 302, [1] с. ; 20 см.

Дербенева В.И. : Леонид Дербенев: «Между прошлым и будущим…»,- М.:Молодая гвардия, 2003.- 331(5)с.: ил.

Зацепин, Александр Сергеевич (1926-)  Куда уходит детство… [Ноты]  песни из репертуара Аллы Пугачевой на стихи Леонида Дербенева : для голоса в  сопровождении фортепиано / Александр Зацепин. — Москва : Музыка, 2019. — 78, [1] с. ; 29 см.

Песни наших дней. 1987-1988 [Ноты] :[в переложении для фортепиано (баяна) с надписанным текстом / составитель и автор переложений В. Букин]. — Москва :  Музыка, 1989. — 157, [2] с. ; 22 см.

Награды: Леонид Дербенёв – лауреат Международного конкурса песни в Сопоте – 1978 год, конкурсов советской песни – 1963, 1964, 1965, 1973 годов. Память: -22 ноября 2002 года на Площади звёзд у концертного зала «Россия» был открыт памятный знак с именем Леонида Дербенёва.  — 22 ноября 2011 года в Кремлёвском Дворце состоялся концерт-съёмка к 80-летию со дня рождения поэта.

Наверное, особая ценность и значительность поэта, который пишет песни, в том, что его слова, становясь крылатыми, не только звучат из уст певцов, песни эти можно назвать директивами жизни. Незадолго до своей кончины, Леонид Дербенёв написал такие строки:

«Жизнь чередой одинаковых лет
То торопилась порой, то тянулась.
Но разорвал эту цепь яркий свет
И, пробуждаясь, душа встрепенулась:
Нет, я не стану землёй и травой!
Верьте вы этому – или не верьте:
Там, за последней чертой роковой
Есть ослепительный шанс на бессмертье…

Тень разрывая, день новый встаёт,
И для меня нет другого ответа:
Ради меня время пущено в ход
И существует Вселенная эта.
Пусть возражает унылый педант,
И всевозможными фактами вертит,
Я никому ни за что не отдам
Мой ослепительный шанс на бессмертье».

Материал подготовила старший библиотекарь — Е.Н. Кантемирова

«Песня идет в народ» — к 180-летию поэта-самоучки, И.З. Сурикова

Я честно мыслил, и песни мои были искренни…

И.З.Суриков

Ярославская земля богата литературными дарованиями. С этим краем тесно связано имя Николая Алексеевича Некрасова. Но даже рядом с ним остается значительным и особенным явлением творчество его младшего современника, яркого и самобытного поэта земли русской — Ивана Захаровича Сурикова, 180-летие со дня рождения которого мы отмечаем сегодня. Стихи его печатались в хрестоматийных сборниках, звучали в церковноприходских школах, на гимназических вечерах и благородных собраниях. А песни на его слова были достоянием ярмарочных слепцов, рыбаков и мастеровых. Неповторимую его «Рябину» пела то истомленная долгим ожиданием солдатка, то профессиональный артист столичного театра.

Далее звучит песня Ивана Захаровича Сурикова «Степь да степь кругом», в инструментальном и хоровом исполнении.

 Знакомы ли вам эти мелодии? Да, это хорошо известные русские народные песни. Они исполняются на концертах, по радио, телевидению. И мало кто знает, что у слов этих песен есть автор. Это русский поэт Иван Захарович Суриков. Ему и посвящаем нашу встречу. Вглядимся в портрет поэта. Спокойное, красивое лицо: высокий лоб, окладистая волнистая борода, серьезные глаза, взгляд печально задумчивый. Большие трудовые руки. Одет просто, как мастеровой. Как он жил? О чем писал?

Иван Захарович Суриков родился в деревне Новоселово  Никольской волости Угличского уезда Ярославской губернии. Там прошло его детство. Отец, крепостной крестьянин, был отпущен помещиком в Москву, за что должен был заплатить барину оброк – значительную часть своих доходов. Став со временем владельцем небольшой овощной лавки, отец Ивана Захаровича выписал семью в Москву. Пришлось восьмилетнему мальчику расстаться со своими друзьями, тихой речкой, просторами полей, шумом лесов. Впоследствии Суриков часто будет вспоминать то беззаботное время:

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут над
Моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…   
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..     («Деревня»)

Ваня Суриков в Москве. Жизнь была очень трудной. Он совсем не учился в школе. Должен был целыми днями прислуживать в лавке отца. Одинокий, мечтательный мальчик пристрастился к чтению, узнал стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Заучивал их наизусть и сам потихоньку сочинял.

Вы думаете, отец радовался, что у него, полуграмотного, такой талантливый сын? Гордился им? Напротив, он всячески препятствовал учению сына, сердился, если видел его за книгой. А однажды, обнаружив у него тетрадь со стихами, бросил ее в печку и сказал:
– Мне помощник нужен, а не сочинитель. Запомни это навсегда и дурь из головы своей выбрось! Отец открыл вторую овощную лавку и посадил в нее юного Ивана Сурикова. Писать стихи мальчик все же не перестал. Только тетради с ними прятал подальше. Так продолжалось долгие годы. Ваня вырос, женился и писал, писал.  Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы случай не свел его с поэтом А. Плещеевым, который сказал Сурикову:
– Талант есть, голубчик. По местам, верно, встречаются шероховатости, неточности… Невелика беда… Талант ваш окрепнет…Работайте без смущения.
Плещеев открыл поэтическую дорогу перед Суриковым. С 1864 года стихи молодого провинциала стали регулярно публиковаться в изданиях «Развлечение» и «Воскресный досуг».

Смерть матери, отчуждение отца – все это угнетает поэта. Торговые дела семьи приходят в упадок. Отец разоряется, занимается скупкой и продажей железного лома, угля и тряпья. Обозленный неудачами, срывает зло на сыне и после одной из многочисленных ссор выгоняет его из дому. Иван Захарович остается на улице без всяких средств к существованию. Он берется за любую работу, но неудачи преследуют его. Об этом тяжелом времени Суриков пишет в стихотворениях «Сердце грустно, сердце ноет», «У могилы друга», «У могилы матери».

В конце-концов Сурикову пришлось вернуться к отцу и заняться в его лавке ненавистной торговлей. Она угнетала его физически и духовно, отнимала время и силы. Вот несколько строк из письма  к другу, полные горечи: «Когда я получил твое письмо, в это время  сваливал уголья – я торгую ими… Вообрази себе трубочиста – это буду я…»

Но поэт все же стоит выше страданий. Ему, выходцу из гущи народной, была близка и понятна жизнь бедноты, которая мыкала горе в деревне и городе, как и он, боролась с нуждой. О них, обездоленных и бесправных, стихотворения «Доля бедняка», «Горе», «Бедность», «Беззаботный», «Головушка», «Сиротой я росла» и др.

Бедность, ты бедность,
Нуждою убитая, –
Радости счастья
Ты дочь позабытая!
Век свой живешь ты –
Тоской надрываешься,
Точно под ветром
Былинка шатаешься.
Мерзнешь зимой ты
В морозы трескучие,
Жаришься в лето
Горячее – жгучее,
Ох! Не легко-то
Твой хлеб добывается!
Где ж твоя радость, –
Куда подевалася?
Где ж твое счастье, –
Другим, знать, досталося! («Бедность»)

В 1871 году выходит первый сборник стихов Сурикова, одобрительно встреченный современниками. Автору – 30 лет.

В газетах появляются восторженные отклики на стихи Сурикова. Плещеев скажет, что в стихах его постоянно звучит торжественная нота. Но гнетущая нищета все же ненадолго отступает, жить становиться легче. За стихи платят очень мало, прокормить себя и семью литературным трудом он все же не может и продолжает разрываться между лавкой и творчеством, с трудом выбирая время для стихотворений.

 «В одном из дальних концов Москвы, в закоулке, близ заставы, вы увидите маленькую лавочку железного старья. На прилавке рядом со старыми гвоздями и замками нередко лежит последний номер журнала или только что вышедшая книга. Из–за прилавка входящего покупателя спрашивает мужчина лет за тридцать, просто одетый, — это поэт Суриков. Тут он проводит целый день с раннего утра до позднего вечера; тут и его мастерская… и его рабочий кабинет; тут он работает попеременно то молотком, то пером; отсюда вышли его лучшие произведения». Так рассказывает о посещении лавки Сурикова его современник.

Иван Захарович Суриков умел преодолеть многое, умел тонко чувствовать русскую природу. Его стихи подкупают своей простотой, задушевностью, лиризмом. Это «Зима», «Весна», «Осенью», «Летом», «Утро в деревне», «Береза» «В поле».

С большой любовью пишет он о детях и для детей, и стихи эти во многом напоминают его самого. Походы на пчельник к доброму пасечнику («Дед Клим»), ночная ловля рыбы с лодки («На реке») – все это предстает в стихах поэта доброй сказкой:

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается;
То табун коней в ночное
По лугам пасется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье.
То-то детям воля!.. («В ночном»)

В 1875 году выходит второй сборник поэта. У Сурикова появляются друзья – ученики, такие же, как и он, поэты – самоучки, чьи стихи были опубликованы в литературном сборнике «Рассвет». Именно благодаря Сурикову стали известны имена поэтов из народа – А. Бакулина, С. Григорьева, С. Дерунова, Д. Жарова, М. Козырева, Е. Назарова, И. Родионова, И. Тарусина, А. Разоренова. Кстати, последнему принадлежит текст песни «Не брани меня, родная».  Иван Захарович мечтает издавать журнал, открыть типографию, книжный магазин, библиотеку. Но планам этим не суждено было сбыться. Здоровье его подорвано постоянной нуждой, невыносимыми условиями работы. На лечение требовались деньги, а их у поэта не было. Лишь в 1877 году он получил хороший гонорар за третью книгу стихов. Суриков едет в Крым на лечение. К сожалению, это не спасло его. Ему становится все хуже. Незадолго до смерти он пишет другу: «Песня моя спета… я из комнаты никуда не выхожу и все кашляю, кашляю и кашляю. Дышу я трудно и тяжело – мое правое легкое  уже тю-тю! Писать я, голубчик, ничего не пишу, ибо не могу – голова и душа не работают». 

Иван Захарович не сдается. За щербатым кухонным столом, за сальным прилавком он создает свои прекрасные, искрящиеся солнцем и слезами стихи. Отклики на них все чаще появляются в столичных журналах. «Я честно мыслил, и песни мои были искренни», – скажет поэт, как бы подводя итоги своей литературной деятельности. Он знал, что век его недолог. Суриков умер от туберкулеза легких 24 апреля (7 мая) 1880 года. Иван Захарович был похоронен на Пятницком кладбище в Москве, в так называемом «ярославском углу», где хоронили по старому обычаю всех выходцев из Ярославской губернии.  Одно из предсмертных стихотворений поэта называлось «Зима», очень светлое по своему содержанию. Трудно поверить, что написано оно умирающим человеком.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
(«Зима»)

Задушевные и напевные стихотворения поэта привлекли внимание лучших русских композиторов. На стихи Сурикова писали музыку А. Гречанинов, Ц. Кюи, А. Бородин, Н. Римский – Корсаков, А. Даргомыжский, 5 романсов сочинил П. И. Чайковский.

В дореволюционных песенниках насчитывалось более 25 текстов, принадлежащих перу поэта. Сегодня лучшие творения Сурикова популярны.

Перечитываем вновь и вновь стихотворения Сурикова. На душе становится чуточку теплее и надежнее. И верится, что не все еще потеряно. Поэт вошел с нами в XXI век. Его искусство, чистое по-народному, заслужило право на память. Доброе и благородное наследие поэта соизмеримо со всем ценнейшим в нашем мире.

В музыкально-нотном отделе библиотеки им. Горького множество песенников и сборников романсов на стихи русских поэтов, в которых вы найдете вокальные произведения на стихи Ивана Захаровича Сурикова, а в художественных библиотечных центрах нашей системы, безусловно, сборники его стихов.

Материал подготовила и опубликовала ГудзьН.И., зав. сектором МНО

Подиум -портрет — «Оркестр — любовь моя» — к 105 летию Олега Лундстрема из цикла «Кумиры эпохи».

 
В 2021 году исполняется 105 лет со дня рождения великого композитора и дирижера.

К его юбилею музыкально-нотный отдел ЦГБ им. М.Горького предлагает вашему вниманию подиум-портрет создателя первого в СССР и России джазового коллектива, который и сегодня любим музыкантами и слушателями во всем мире и носит ныне имя его создателя.

 Олег Леонидович  Лундстрем  родился 2 апреля 1916 года в Чите, в Восточной Сибири. Большую часть своей юности он провел в Китае, где его отец работал на Китайско-Восточной железной дороге. Позже отца пригласили занять место профессора физики в Политехническом институте в Харбине. Будущий джазмен начал заниматься музыкой еще в детстве, сосредоточив свое внимание на скрипке.

Первое знакомство с джазом состоялось в 1934 году – юноша открыл для себя музыку великих американских джазменов — Дюка Эллингтона и Луи Армстронга. Вскоре после этого он собрал джазовый оркестр Олега Лундстрема с 8 соотечественниками, проживающими в Америке. Заслужив признание публики в Харбине, в 1935 году джаз-бэнд Лундстрема перебрался в Шанхай и остановился в отеле «Янцзы» (Yangtze Hotel) в шикарном номере Majestic.

01.02.1964 Художественный руководитель эстрадного оркестра Олег Лундстрем.

Помимо американских джазовых стандартов, в репертуаре Лундстрема были национальные русские песни в переложениях, например, «Песенка о Капитане» Исаака Дунаевского, «Катюша» Матвея Блантера и «Чужие города» Александра Вертинского.

В 1940 году джазовый оркестр Олега Лундстрема насчитывал уже 14 музыкантов. Во время Второй мировой войны количество резидентов увеличилось до 19 человек. Когда война закончилась в 1945-м, вдохновленный «Интерлюдией» Рахманинова Лундстрем написал первую авторскую композицию, чтобы ознаменовать одержанную победу и почтить память павших на поле боя. Через 2 года Оркестр покинул Шанхай и вернулся в Советский Союз, обосновавшись в Казани и став официальным джазовым коллективом Татарской Автономной Республики. Однако в 1948 году центральный комитет коммунистической партии объявил джаз вне закона, обязав при этом Лундстрема и других музыкантов играть в оркестрах государственного балета, оперы и кинематографа. Художественный директор Татарской государственной филармонии устроил все так, чтобы предотвратить раскол оркестра, предложив лучшим музыкантам выступать на сцене Филармонии с популярными советскими песнями в джазовой обработке. В начале 50-х годов Олег Лундстрем изучал основы композиции в Казанской государственной консерватории, где также читал теоретические дисциплины и руководил студенческим симфоническим оркестром. В 1955 году он вел цикл радио-передач, представляющих собой джазовые аранжировки сочинений ведущих татарских композиторов.

Наконец, 1 октября 1956 года Министерство культуры РСФСР официально разрешило создать Концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема, в который вошли практически все музыканты, с которыми он играл в Шанхае. Следующие 50 лет Оркестр гастролировал по более чем 300 городам Советского Союза и дюжине – за пределами СССР, в том числе выступали на фестивалях в Варшаве, Праге, Вашингтоне и Санта-Барбаре. Оркестр Олега Лундстрема записал несколько пластинок в сотрудничестве с аранжировщиком и композитором Виталием Долговым.

Лундстрем руководил джазовым оркестром до конца жизни – он оставался его дирижером до 14 октября 2005 года. К тому моменту Джазовый оркестр Олега Лундстрема уже вошел в Книгу рекордов Гиннесса как старейший действующий биг-бэнд.

Композиторские работы Лундстрема

  • Интерлюдия
  • Юмореска
  • Марш-фокстрот (другое название — «Новосёлы»
  • Песня без слов
  • Легенда о Сююмбеки
  • Мираж
  • Бухарский орнамент
  • В горах Грузии
  • Мы снова вместе
  • Спидвей
  • Наступил рассвет
  • Любви дороги
  • Расцветает сирень
  • Фантазия на темы песен о Москве
  • Этюд для оркестра
  • Музыка — любовь моя (песня на стихи Владимира Уфлянда, исполняет Ирина Отиева)

Награды

  1. Заслуженный артист РСФСР  ( 11 апреля 1973 года)
  2. Народный артист РСФСР (19 июля 1984 года)
  3. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 апреля 1996 года) — за выдающиеся заслуги в развитии джазового музыкального искусства

Мероприятие подготовила главный библиотекарь МНО Кантемирова Е.Н.

Кино-рандеву «Место встречи изменить нельзя» — к 85-летию Станислава Говорухина.

http://thr.ru/public/article/2018/06/14/STO_1740.jpg

Режиссер Станислав Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», а также он написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового в истории советского кинематографа фильма. У Говорухина сыграл свои главные роли Владимир Высоцкий, впервые на экране зазвучали песни барда. Станислав Говорухин был и крупным политиком — несколько раз избирался депутатом Государственной думы, возглавлял Комитет по культуре и баллотировался на пост президента страны. Сегодня мы предлагаем вам встретиться с любимыми фильмами С.Говорухина — возможно, просмотр опубликованных фрагментов на блоге МНО даст вам стимул пересмотреть фильмы режиссёра.

Когда Станислав в 1966 году приезжает в Одессу, ему тотчас же предлагают снять картину об альпинистах. Сценарий картины был очень слабеньким, требовал кардинальной переработки. Кинорежиссер решил сделать ход конем, пригласив на главную роль Владимира Высоцкого. Это был правильный выбор. Говорухин пригласил и композитора Софью Губайдуллину. Через несколько месяцев работы у советских зрителей появилась возможность посмотреть отличный фильм «Вертикаль». Работа принесла невероятную популярность Говорухину и Высоцкому, исполнившему в фильме четыре замечательных песни – «Скалолазку», «Прощание с горами», «Песню о друге», «Вершину». Высоцкий и Говорухин были большими друзьями еще с его первой картины «Вертикаль». Режиссер снимал кино по-честному, как он всегда и делал. Если надо лезть в горы, значит, полезут все. Актриса Лариса Лужина вспоминает: «Станислав Сергеевич нас заставлял делать все, что делают альпинисты: носить рюкзаки тяжелые, и трикони — эти специальные ботинки».

фрагмент из фильма «Вертикаль» — «Песня о друге»

Талантливому режиссеру одинаково хорошо удавались приключенческие фильмы для взрослых и детей. Он снял «Приключения Тома Сойера», фильм «В поисках капитана Гранта», которые до сих пор с удовольствием смотрят подростки. Этой экранизацией классической детской книжки Марка Твена Говорухин запустил карьеры сразу обоих своих исполнителей главных ролей: Федор Стуков — Том — стал впоследствии креативным продюсером «СТС Медиа», а Владислав Галкин — Гек — прославился как актер театра и кино. А еще в фильме дебютировала восьмилетняя дочь Андрея Миронова Мария.

«Пираты ХХ века» (1979) – яркий, красочный, интригующий фильм принес Говорухину бешеную популярность. Многие зрители по нескольку раз приходили в кинотеатр.

«Место встречи изменить нельзя» (1979) стал настоящим культовым фильмом. Говорухин очень тщательно отнесся к подбору актеров, ему пришлось выдержать нешуточное давление братьев Вайнеров, недовольных кандидатурой Владимира Конкина. Однако присутствие на сцене именно этого актера, на котором настоял Говорухин, сделало фильм достоверным. Такой же настоящей, не схематичной, выглядит противоположная сторона – жулики, воры, бандиты, женщины легкого поведения. Блестящая игра Армена Джигарханяна, Станислава Садальского, Ларисы Удовиченко только подтверждает это. А фирменный знак этого фильма — «черная кошка» — стал визитной карточкой самого режиссера. Он ее придумал, сам рисовал углем на стене во всех эпизодах фильма и даже… был похож на нее по характеру.

В фильме «Десять негритят» (1987) талантливый режиссер обращается к жанру детективного триллера. Это запутанный, но очень интригующий камерный детектив, который объединил завидное число первоклассных советских актеров: Владимира Зельдина, Татьяну Друбич, Алексея Жаркова, Людмилу Максакову и Александра Абдулова. Последний, кстати, по рассказам Говорухина, не был знаком с романом Кристи, а сценарий прочитал ровно до смерти своего персонажа, поэтому на съемочной площадке допытывался — кто же все-таки убийца? Коллеги пользовались этим и дурили ему голову.

В конце XX века на экраны выходит фильм «Ворошиловский стрелок». Роль пенсионера-железнодорожника играет легендарный Михаил Ульянов. Этот человек встал на защиту своей юной внучки, изнасилованной местными отморозками. И зритель всей душой сочувствует отважному старику, противостоящему подонкам и продажным «блюстителям закона». Картина вызвала неоднозначную реакцию общества за оправдание самосуда, а кого-то даже вдохновила этот самосуд совершить. В итоге название «Ворошиловский стрелок» стало именем нарицательным — так называли народных мстителей.

Фильм «Благословите женщину» (2003) также стал очень популярным. На роль главной героини Веры режиссер пригласил студентку театрального института Светлану Ходченкову. Юная красавица с роскошными волосами и с истинно русским лицом очень украсила этот фильм своей талантливой игрой. Верочка – милая, душевная женщина, беззаветно любит своего мужа, майора Ларичева. А тот, сухой и черствый служака, не позволяет ей даже родить ребенка. Ларичев не раскрывает свою душу перед женой. Создается впечатление, что Верочка для него – случайный человек, бесплатная обслуга, не имеющая право на собственную жизнь и чувства.Картина была очень личной — режиссер посвятил ее своей маме и бабушке, которые воспитали его в трудное послевоенное время. Главную героиню режиссер искал очень долго.


Фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи» получил премию «Золотой орел». Но «главный приз» Станислава Говорухина сидел в зале — это актриса Светлана Ходченкова. Муза и «открытие Говорухина» после многих лет вернулась к нему.«Конец прекрасной эпохи», в котором Говорухин рассказал о советской «оттепели», по сути, фильм о друзьях, ровесниках и о себе самом. Впрочем, практически все картины Говорухина во многом автобиографичны. Это последний и лучший из поздних фильмов Говорухина. Снятый по мотивам довлатовского сборника рассказов «Компромисс».

Станислав Говорухин сыграл 22 роли в кино. Самые яркие его работы – в фильме «Асса», «Анкор, еще анкор», «9 рота». Разноплановый талант Станислава Говорухина признавали все – его поклонники и недоброжелатели. Этот человек проявил себя как выдающийся режиссер, продюсер, сценарист, публицист, актер. Он занимался общественной деятельностью и пейзажной живописью, был интересным политиком, не боявшимся высказывать собственное мнение. Это был деятельный и мудрый человек, который прилюдно называл себя чистокровным пессимистом и лентяем. Неудобный, резкий, нетерпимый. Говорил, что хотел, делал, что считал нужным, не оглядываясь и не боясь ничего. Мог разругаться в пух и прах с киношным начальством. Сломать крепкую дружбу, разбить большую любовь, сжечь мосты… Но если бы Станислав Говорухин был другим, то, наверное, не достиг бы своих высот и не снял своих знаменитых картин, пронзительных и честных.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.


Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/stanislav-govoruhin

https://www.culture.ru/persons/7657/stanislav-govorukhin https://tass.ru/kultura/11004463

Библио-квилт «Интересные факты по теме «Горький и музыка» -к Дню писателя Максима Горького.

28 марта 1868 родился Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — советский писатель, прозаик, драматург и основоположник литературы социалистического реализма. Горький является одним из самых известных в мире русских писателей и мыслителей. К единому Дню писателя и в рамках проекта «Горький и музыка» предлагаем Вам познакомиться с интересными фактами из жизни Горького, связанными с музыкой.

 

Сделано на Padlet

“Я очень люблю музыку”. (Из писем Максима Горького к Ромену Роллану).

Материал подготовила зав. сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Виртуальная книжная выставка «Волшебство театрального искусства»

Предлагаем вашему вниманию видео-обзор действующей в музыкально-нотном отделе библиотеки выставки, посвящённой Международному Дню театра.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Видеопрезентация «Звёзды «Большого» — к 245-летию Большого театра и к Международному Дню Театра.

«Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры — миссионеры». (А. Чехов).

28 марта Большому театру исполняется 245 лет. К этой дате и к Международному Дню Театра, который отмечается 27 марта, музыкально-нотный отдел подготовил для вас видеопрезентацию «Звёзды Большого». Предлагаем вспомнить замечательных артистов Большого театра под чарующую музыку В. Шуберта «Вечерняя серенада», которая не раз звучала на сценах театров мира, включая и Большой театр.

В музыкально-нотном отделе Вы можете познакомиться с книгами о Большом театре, истории этого театра и о выдающихся артистах Большого театра.

Васильев В.Д. Сергей Лемешев. Жизнь. Творчество. Окружение. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 224с., илл. Кто не заслушивается прекрасным, вдохновенным, божественным голосом великого русского певца Сергея Лемешева! Его волшебным голосом тенора, как мощным бархатным басом Ф.И.Шаляпина, казалось, пела сама Россия, ее могучие просторы. О выдающемся культурном явлении России, жизни, творчестве и окружении певца — эта книга.

Вульф Виталий Театральный дождь. Заметки и эссе. — М.: «Знание», 1998. — 192с. — Серия Мир искусств». Известный всей стране автор и ведущий телевизионной программы Серебряный шар, театральный критик и переводчик, доктор исторических наук, Виталий Вульф предлагает серию эссе и заметок о судьбах современных и забытых актеров, чьи имена вошли в историю театра. В книгу включены статьи о балете и размышления о театре конца 90-х годов уходящего века.

Коткина И.А. Атлантов в Большом театре: Судьба певца и движение оперного стиля. — М.: «Аграф», Большой театр, 2002. — 336с., ил. Это первая книга о выдающемся русском певце Владимире Атлантове. Она написана Ириной Коткиной — специалистом по музыкальному театру и, в частности, по вокалу. Издание построено по интересному принципу: в каждой главе автор подробно анализирует творчество Атлантова, прослеживает все этапы его творческого пути, а затем помещает фрагменты своего разговора с певцом, в котором тот сам комментирует соответствующие события своей жизни. На каждый вопрос автора следует подробный, эмоциональный ответ певца.

Маршкова Т.И. Большой театр. Золтые голоса / Татьяна Маршкова. Людмила Рыбакова. — М.: Алгоритм, 2011. — 1024с.: ил. — (Москвоведение). Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции. Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы нескольких поколений, начиная с легендарных вершин. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра.

Маршкова Т.И. Гении русской музыкальной сцены / Татьяна Маршкова. — М.: Вече, 2016. — 352с.: ил. — (Гордость Отечества). Наша земля никогда не оскудевала талантами. России во все времена было и есть чем гордиться. Имена Лемешева и Козловского, Улановой и Плисецкой, Образцовой и Лиепы, Максимовой и Васильева гремели на всю страну, на искусстве этих подлинно великих артистов воспитывалось не одно поколение. Эта книга о тех, кто создавал ценности высшего порядка, кого по праву называют нашим национальным достоянием.

Певцы Большого театра СССР: Одиннадцать портретов /Сост. Д. Сергеева; Худож. С. Барабаш; Фотограф Г.Соловьёв. — В надзаг.: Государственный дважды ордена Ленина Академический Большой театр СССР. — М.: Музыка, 1978. — 179с., 33л. ил., 11л. Портр. В книге собраны творческие портреты выдающихся певцов Большого театра СССР, народных артистов СССР И.Архиповой, В.Атлантова, А.Ведерникова, Ю.Гуляева, Ю.Мазурока и др.

Петров И.И. Четверть века в Большом. Жизнь. Творчество. Размышления. (Серия: Зеркало души). — М.: Алгоритм, 2003. — 384с. Выдающийся русский бас, солист Большого театра в его золотую пору, партнер по сцене Лемешева и Козловского, Пирогова и Михайлова, рассказывает о своей удивительной судьбе, вспоминает о великих артистах и музыкантах.

Шейко И.П. Елена Образцова / Под ред. Е.Г. Иванова. — М.: Искусство. —1984. В книгу вошли дневниковые записи Елены Образцовой, сделанные во время гастролей за рубежом в конце 70-х годов, и беседы с автором Реной Шейко. Издание содержит огромное количество цветных и черно-белых иллюстраций.

«Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». (Иоганн Фридрих Шиллер).

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Экскурс «По страницам истории театра»- к 245-летию Большого театра.

Государственный академический Большой театр России (сокращенно ГАБТ) – одно из главных достопримечательностей города Москвы. Он расположен в центре столицы на Театральной площади и является одним из самых значимых театров оперы и балета в мире.

Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.

Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.

Но и тут театр постигло несчастье:

в 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении. Официальное же открытие (второе рождение театра) состоялось 20 октября 1856 года, в дни коронации Александра II. Тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта (автора скульптурной группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.

Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Всего же за время своего существования Большой представил более 700 оперных и балетных спектаклей. Именно здесь впервые поставили наиболее известный во всем мире балет — легендарное «Лебединое озеро». Кроме того, репертуарная история Большого включает свыше 140 опер, среди которых «Риголетто» и «Травиата», «Мазепа» и «Евгений Онегин», «Фауст» и другие известные постановки.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Евгений Светланов, Марина Семёнова, Галина Уланова).

Кстати, именно в Большом театре на суд зрителей и слушателей впервые представляли свои произведения многие известные композиторы. Так, например, Петр Чайковский дебютировал в этом качестве именно здесь. Его первой работой для московской сцены в 1869 году стал спектакль «Воевода», а первым балетом — «Лебединое озеро» в 1877-ом. И именно на сцене Большого Петр Ильич в первый раз попробовал себя в качестве дирижера. Это произошло в 1887 году во время премьерной постановкой оперы «Черевички».

Величественное здание театра, которое привлекает множество туристов, увенчано колесницей, запряженной четырьмя лошадьми, а за упряжкой —  Аполлон – покровитель искусства. Также оно привлекает внимание великолепием своей архитектуры, изящностью лепнины и оригинальностью репертуара.

Внутренний интерьер никого не оставит равнодушным. Высокие своды потолков, вычурные украшения стен, позолота, придающая величие и богатство помещению, большая сцена, на которой ежедневно демонстрируют свой талант актеры, вокалисты и танцоры балета, шикарный портер и высокие балконы  – все это сделано для удобства и восхищения зрителей и гостей театра.

С марта 2010 года Большой театр вышел на новый современный и более высокий уровень. При поддержке компании  «Bell Air Media» представления театра начали транслировать во многих кинотеатрах мира, что наградило его еще более яркой славой и огромным количеством новых поклонников.  А в 2012 году во время совместной работы с компанией «Google Russia» была заключена договоренность о трансляции спектаклей на интернет- канале «YouTube».

На данный момент в состав труппы Большого театра входят балетная и оперная труппы, оркестр Большого театра и сценический духовой оркестр. На момент открытия театра он включал в себя всего 13 музыкантов и около 30 актеров. На данный же момент в театре для радости зрителя в поте лица трудятся более 900 артистов. Многие работники Большого театра – артисты, художники, режиссеры, дирижеры — были удостоены государственными премиями и наградами. Но, конечно же, похвала публики, бурные аплодисменты и восхищение на лицах зрителей – самая лучшая награда для лицедеев. В современном репертуаре Большого театра много классических балетных спектаклей, опер и оперетт, которые уже не первый год идут на сцене. Например, оперы: «Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама», «Золотой петушок», «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Руслан и Людмила», «Риголетто», « Турандот» и многие другие. Балеты: «Баядерка», «Жизель», «Кармен — сюита», «Корсар», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спартак».  Однако, не смотря на это, регулярно репертуар пополняется новыми, оригинальными, современными представлениями. Актеры Большого не боятся импровизаций, что положительно сказывается на работе театра.

Интересные факты

Славится Большой театр во всем мире. Изображение фасада здания было замечено на купюрах, обертках от конфет и даже на логотипах. Так, московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» разместила стилизованное изображение театра на обертке конфет «Вдохновение», как бы подчеркивая направление творчества этого заведения. Google создал своеобразную открытку, которая появлялась на главной странице веб-сайта. Это так называемый логотип с изображением Большого театра в честь знаменательной даты – 240-летия его основания. Изображен фасад здания на сторублевых русских купюрах образца 1998, 2001 и 2004 гг., а также на почтовых марках России и СССР.

Каждый вечер нарядно одетые ценители прекрасного приходят сюда, дабы погрузиться в мир музыки и танца, отдохнуть от дневной суеты и забыть о насущных проблемах. Музыка, звучащая в этих стенах, завораживает мелодичностью летящих нот, а танцы приковывают к себе взгляды тысяч зрителей легкостью полета и изящностью движений.

Мероприятие подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал.

Информационный час «Наши праздничные будни»- к Дню работников Культуры.

День работника культуры отмечается в России ежегодно 25 марта. Этот профессиональный праздник деятелей культуры и искусства, людей творческих профессий, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия установлен Указом Президента РФ №1111 от 27 августа 2007 года.

О необходимости учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры РФ. Культура формирует самосознание человека и целых поколений, её развитие влияет на образование и эстетическое воспитание детей и молодежи, мотивирует созидание и творческий поиск. По мнению Дмитрия Лихачева, культура является «главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни», в ней кристаллизуется все то, чем живет человек, что волнует его в общественной и личной жизни, составляет содержание его идеалов, мыслей, чувств.

Культура России складывалась на протяжении многих веков. Объединив в себе уникальные традиции и достижения многих народов, сегодня она является богатейшим общенациональным достоянием. Благодаря работникам культуры, миллионы людей имеют возможность любоваться произведениями живописи, скульптуры и кинематографии, слушать хорошую музыку, восхищаться драматическим и танцевальным искусством…

Работниками же культуры называют профессионалов своего дела, занятых в культуре и искусстве, кинематографии, полиграфии, книгоиздании, средствах массовой информации, спорте, туризме.

Сегодня профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры — сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности. К своему празднику конечно же, традиционно организуют множество прекрасных культурных мероприятий.

 «Благодаря активной деятельности сотрудников музеев и библиотек, театров и концертных организаций, педагогов, специалистов домов культуры, представителей творческих союзов Ростовская область по праву остается одним из культурных центров России. В сложной эпидемиологической ситуации вы продолжили свою деятельность. Только в онлайн-формате организовали более 300 тысяч мероприятий. Среди них — Донской культурный марафон, Всероссийский театральный фестиваль «Завтра была война» и другие. В Год памяти и славы более 10 тысяч мероприятий были посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большая работа проведена по ремонту памятников и мемориальных комплексов. В планах этого года — около сотни новых спектаклей и концертных программ, юбилеи творческих коллективов, гастроли по области и стране, фестивали, конкурсы профессионального мастерства. Безусловно, все они будут проходить в форматах, которые позволит санитарно-эпидемиологическая обстановка.» (выдержка из поздравления Голубева В.Ю. и Ищенко А.В. от 24.03.2021г.)

Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту сво­боду. В сущности, это была первая российская «эмиграция» — эмиграция крестьянская, береж­но хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю исто­рию донского казачества — а она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впа­дающая в большую реку русской жизни» — сло­жилась его богатая духовная культура.

Наиболее ярко она проявилась в художествен­ном народном творчестве Дона. Она имеет боль­шую эстетическую, историко-литературную и по­знавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важ­нейших событий в жизни казачества.

Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали за­тем гордостью отечественной культуры. Художники В. Часовников, Я. Минчеваков, Д. Орлов-Моор, Н. Дубовский, И. Крылов, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской войны. Богата история литературы Дона. На Донс­кой земле жили и работали А.П. Чехов, Д. Мордовцев, К. Станюкович, Н. Кукольник и другие. От дон­ской истории неотделимы творческие биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.И. Солженицына и других поэтов и прозаиков. Донская земля подарила миру феномен лите­ратуры XX в. — М.А. Шолохова. В русле шолохов­ских традиций творили мастера слова Д. Петров (Бирюк), Г. Шолохов-Синявский, В. Закруткин, А. Калинин, М. Никулин и т.д., оставившие замет­ный след в современной русской литературе. Композиторы С. Рахманинов, М. Гнесин, Р. Глиэр, В. Захаров, Д. Покрасс и другие обогатили рус­скую музыку новыми жанрами, темами и мелодия­ми,способствовали выявлению молодых дарований. Известные певицы И. Юрьева и Л. Русланова начинали свой блистательный путь с ростовской сцены. Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Комиссаржевской, Ю. Завадского, М. Тарханова, В. Давыдова, Н. Мордвинова, В. Марецкой, Р. Плят­та, Ф. Раневской и других деятелей театрального искусства.

В 1964 году был создан театр юного зрителя. В 1997 году ТЮЗ получил звание академического. В 2001 году переименован в Ростовский областной академический молодёжный театр. За годы советской власти и после театр претерпел многие изменения, также как и многие театры нашей необьятной России.

В нашем городе также работает на радость всем любителям-театралам Ростовский  академический театр им. М. Горького. Здание Ростовского театра им. Горького построено в 1930—35 гг. по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха. Внешним видом театр напоминает трактор. Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма — в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного и Драматический театр им. Максима Горького. Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры.

Ростов-на-Дону – город с богатой опереточной традицией. Без малого 70 лет (1931–1999) существовал театр музыкальной комедии, считавшийся одним из лучших в стране. Его правопреемник – Ростовский музыкальный театр, на сцене которого идут оперы и балеты, но и оперетта занимает в репертуаре достойное место. Однако первое знакомство города с этим жанром состоялось ещё в 1869 году благодаря местному антрепренёру Григорию Вальяно. Оперетта полюбилась горожанам, закрепилась в городе. Сменялись эпохи, Россию сотрясали социальные и военные катаклизмы, особо ощутимые на Юге, в театральной жизни царило «броуновское движение» опереточных антреприз – неизменным с 1870-х и по 1920-е годы оставалась одно: востребованность оперетты как жанра в Ростове. Не снизилась она и в последующем. Созданный в 1931 году Ростовский государственный театр музыкальной комедии, имеющий за плечами такую богатую предысторию, пользовался пылкой любовью ростовчан и считался одним из лучших в стране. На исходе XX века оперетта влилась в состав вновь организованного Ростовского музыкального театра, стала соседствовать с оперой и балетом, но среди них не потерялась, радуя масштабными премьерами.

На днях мы знакомили Вас с не менее популярным театром кукол. (мероприятие, посвященное международному дню кукольника от 23.03.21. http://mno.blogs.donlib.ru/2021/03/20/teatralnyj-jekskurs-jetot-dom-takoj-krasivyj-v-nem-volshebniki-zhivut-k-mezhdunarodnomu-dnju-teatra-kukol/)

С древнерусским искусством, картинами, скульптурами русских и зарубежных мастеров XVII—XIX вв. познакомят экспозиции Музея изобразительных искусств Ростова-на-Дону. Большую ценность представляют картины Айвазовского, Куинджи, Шишкина, Коровина и других известных живописцев. Также в РОМИИ можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства и работы донских художников.

Ростовский областной музей краеведения обязателен для посещения всеми, кто интересуется историей города и края. Более 300 тысяч экспонатов раскроют тайны глубокой древности, расскажут о традициях и культуре народов Дона.

Погрузиться в исторические события и узнать больше о традициях ростовчан можно не только в центре, но и в области.

Одно из таких мест — Музей-заповедник «Танаис» состоит из целого комплекса археологических памятников, датируемых разными периодами с эпохи палеолита до XIX века.

В прошлом году был открыт военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Впечатляет абсолютно всё! Начиная от переходного моста и заканчивая экспозицией современной техники. Центром мемориала стала «дорога жизни».

Сотрудников библиотек особенно радует сегодняшняя дата. Ведь «нести культуру в массы» – их первостепенная задача. Это воплощается ими на сегодняшний день в самых разнообразных формах в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Наряду с участием практически во всех культурных событиях страны и родного города, они поддерживают культурно-просветительные и партнерские  отношения с объектами образования и культурными  учреждениями своего любимого города. Всегда рады уделять внимание и оказывать профессиональную помощь и поддержку своим читателям.

Наши / [авт. проекта Любовь Александровна Суркова]. — [Изд. 3-е испр. и доп.]. — [Ростов-на-Дону : МУ «Управление культуры Администрации города Ростова-на-Дону : Омега Паблишер, 2009]. — 22х31 см.

Наши / [авт. проекта Любовь Александровна Суркова]. — [Изд. 3-е испр. и доп.]. — [Ростов-на-Дону : МУ «Управление культуры Администрации города Ростова-на-Дону : Омега Паблишер, Т1/2009]. — 22х31 см.

Редьков, Н. Н.  Культура Южной столицы : история и современность / Н.Н. Редьков, Г.Л. Беленький, Л.П. Лисицына. — Ростов-на- Дону : [Донской издательский дом],  2008. — 298 с. : ил. ; 31 см.

Культура Дона : литературно-  художественный и искусствоведческий  альманах Министерства культуры Ростовской области / [гл. ред: Береговой А. Г.] ; Мин-во культуры РО.  — Ростов-на-Дону : Донской писатель,  2013. — 159, [1] с. : ил., портр., фот. ; 30 см. + 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM).

Мероприятие подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал