Музыкальный час «Популярный русский романс»- к 220-летию А. Варламова.

27 ноября исполняется 220 лет со дня рождения замечательного русского композитора, певца (тенора) и педагога вокала Александра Егоровича Варламова.

Александр Варламов обладал даром мелодики, его романсы и песни были близки народным и отличались глубокой задушевностью, лиризмом, романтической взволнованностью.

«Музыке нужна душа, доказательство – наши народные песни», – считал он. Его песни любили и пели в России, они даже упоминаются в произведениях многих русских писателей как элемент быта: у Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, И. Бунина и даже у английского писателя Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»)
К сожалению, судьба композитора не была такой счастливой, как судьба его песен.  Александр Варламов родился в семье чиновника. У мальчика был прекрасный голос, и в 9 лет его отдали в Придворную певческую капеллу в Петербурге, директором которой был композитор Дмитрий Бортнянский. Он опекал одарённого ученика, который самостоятельно научился играть на скрипке, подбирал по слуху полюбившиеся ему мелодии.

Через некоторое время Варламов стал солистом хора и освоил другие музыкальные инструменты: фортепиано, виолончель, гитару. Окончив обучение в Капелле, в возрасте 17 лет А. Варламов стал регентом в русской посольской церкви в Голландии. Там он часто посещал оперу, концерты и сам выступал публично как певец и гитарист, занимался теорией музыки и композицией. В 1823 г. Варламов вернулся в Россию, поселился в Петербурге и начал преподавать в петербургской Театральной школе, заниматься с певчими Преображенского и Семеновского полков. Через некоторое время он снова поступил в Певческую капеллу хористом и учителем.
В зале Филармонического общества он дал свой первый в России концерт, где дирижировал симфоническими и хоровыми произведениями и выступил в качестве певца.
В начале 30-х годов Варламов переехал в Москву, где получил место помощника капельмейстера, а затем и «композитора музыки» императорских театров. Знакомство с М. Глинкой способствовало формированию взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства. Постепенно он вошел в круг московской художественной интеллигенции.
В 1833 г. А. Варламов выпустил свой первый авторский сборник романсов и песен «Музыкальный альбом на 1833 год», который состоял из девяти романсов, в их числе «Красный сарафан».

Исполнительскую деятельность Варламов не прекращал на протяжении всей своей жизни, он систематически выступал в концертах чаще всего как певец. Его небольшой, но красивый по тембру тенор отличался редкой задушевностью. Часто он сам становился первым исполнителем собственных произведений.
А. Варламов был известным вокальным педагогом и в 1840 г. написал учебное пособие по вокалу «Школа пения», которое до сих пор актуально.
С 1845 г. А. Варламов опять стал жить в Петербурге, но петь уже не мог – начался туберкулёз горла. Чтобы содержать семью, он много сочинял.

Почти все написанные Варламовым песни близки народным: «Ах ты, время, времечко», «Горные вершины», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «Ох, болит да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная». Песню «Красный сарафан», по словам современников, «певали и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».

Были у него и произведения патетически взволнованные: «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова, «Река шумит», «Море», «Песня разбойника».
Самыми популярными до сих пор остаются песни Варламова «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова, «Вдоль по улице метелица метет», романсы «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди» на стихи А. Фета.
Романсы и песни являются главным жанром творчества композитора. Их создано около 200. Варламов писал песни на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского, А. Дельвига, А. Полежаева, А. Кольцова, А. Плещеева, А. Фета, на переводы из И. В. Гете, Г. Гейне, П. Беранже (более 40 поэтов).
Песенное искусство Варламова было созвучно своей эпохе, отражало мысли и надежды современников.

Варламов писал музыку ко многим драматическим постановкам: «Двумужница» и «Рославлев» (по роману М. Загоскина); «Князь Серебряный» по повести «Наезды» А. Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор парижской богоматери» В. Гюго, «Гамлет» В. Шекспира.
Композитор написал 2 произведения в жанре балета: «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с А. Гурьяновым по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Эти балеты шли на сцене Большого театра. Композитор мечтал об опере на сюжет поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», но этот замысел он не реализовал.
Писал А. Варламов и духовную музыку.
Однако известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Предлагаем познакомиться с нотами и книгой о Варламове из фонда МНО:

Варламов, Александр Егорович(1801-1848).Избранные романсы [Ноты] = Selected romances: [для голоса в сопровождении фортепиано] / А. Е. Варламов. — Санкт-Петербург и др.: Лань : Планета музыки, 2019. — 67, [1] с. ; 29 см. Варламов, Александр Егорович(1801-1848).Полная школа пения [Ноты]: учебное пособие / А. Е. Варламов; [с предисловием И. Гвоздевой и автора]. — Издание 4-е, стереотипное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки: Лань, 2012. — 118, [1]с.; 26 см. Весна идет [Ноты]: песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А. К. Толстого, А. Майкова, А. Фета: в сопровождении фортепиано и без сопровождения. — Москва: Музыка, 1989. — 63, [1] с.;29 см. Листова, Наталия Александровна.Александр Варламов: его жизнь и песенное творчество / Н. Листова; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — Москва: Музыка, 1968. — 267 с., [9]л.:нот. ил. ;22 см. Романсы и песни на слова М.Лермонтова [Ноты]: для голоса в сопровождении фортепиано / [составитель Н. Богданова]. — Москва :Музыка, 1983. — 63, [1] с. ; 29 см. Романсы русских композиторов на слова А. Фета [Ноты]: для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано / [составитель В. Панарин].- Москва : Музыка, 1988. — 46, [1] с.;29 см.

О значении творчества композитора можно сказать кратко и исчерпывающе: его произведения продолжают жить в исполнениях следующих поколений.
Музыковед и композитор Б. Асафьев так характеризовал стиль Варламова: «Главное свойство Варламова – распевность: ни одного тона, брошенного на произвол; мелодия цепляется плавными звеньями-интервалами так, что слух всегда ощущает рельефность и пластичность в этом связном, но не связанном движении голоса…»
Многие романсы и песни А. Варламова переложены для исполнения на различных музыкальных инструментах.

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО