Час театральной истории «Яркий мир театральных сказок» — к 300-летию драматурга Карло Гоцци .

13 декабря 2020 г. мы отмечаем 300-летний юбилей выдающегося драматурга XVIII столетия, Карло Гоцци.

Сказки для театра Карло Гоцци — это причудливый мир фантастических превращений, коварных и добрых фей, напряженной борьбы честных и смелых людей с эгоистами, лицемерами и угнетателями. В этом мире по-новому зазвучали голоса образов из старинной комедии масок.

Карло Гоцци родился 13 декабря 1720 года в городе Венеция, Италия. Мальчик появился на свет в семье знатного, но обедневшего венецианского дворянина. Отец его был типичным ариетократом-эпикурейцем. Мать строго придерживалась традиций и больше увлекалась светскими развлечениями, нежели воспитанием своих детей. В поисках средств к существованию в возрасте шестнадцати лет записался в армию, действовавшую в Далмации. Через три года  в 1744 году снова возвратился в Венецию. В доме Гоцци всегда собиралось много поэтов и драматургов. Часто гости вели горячие дискуссии о литературе, театре и философии. Вскоре Гоцци написал несколько сатирических произведений: стихи и памфлеты, обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество, Академию Гранеллески. В то время театральная жизнь Италии была насыщенной и бурной.

 Свою литературную деятельность Гоцци начал с написания поэм, вполне отвечавших духу Пульчи и эссе, в которых полемизировал с Гольдони, проводившим тогда свою знаменитую театральную реформу. Прекрасный знаток и поклонник комедии дель арте, Гоцци утверждал, что плебейским вкусам потакают прежде всего комедии самого Гольдони, а вовсе не комедия дель арте, как утверждалось. Гоцци считал комедию масок лучшим, что дала Венеция театральному искусству.

Своими пьесами-сказками Гоцци пытался составить эстетическую оппозицию новой литературе. Театральные сказки Гоцци имеют огромную известность. Так, «на спор», если верить словам Гоцци, и родился его сборник «Десять сказок» для театра.

Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони, который находился тогда в зените славы, что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась первая сказка  «Любовь к трем апельсинам». Ее появлением Гоцци создал новый жанр: фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Так, «на спор», если верить словам Гоцци, и было положено начало его сборнику «Десять сказок» для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок: Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы, а трагического, конфликт главных действующих лиц.  

 «Любовь к трем апельсинам» написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актера-импровизатора, являлась почти что целиком импровизационной. Девять последующих фьяб сохранили импровизацию лишь там, где действие связано с масками комедии дель арте, роли главных героев написаны благородным и выразительным белым стихом. 

Историю этой сказки использовал великий российский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев для своей оперы «Любовь к трем апельсинам». Первая комическая опера Прокофьева создана в 1919 году, в период пребывания композитора за рубежом. Но замысел ее связан с театральными впечатлениями дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм спектакля делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок. В 1914—1915 годах Вс. Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». В первом номере этого журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку этой сказки. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Необычной была сценическая часть, сочетающая три разных плана действия. Первый — сказочные персонажи: Принц, Труффальдино. Второй — подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана. И, наконец — Чудаки, комментирующие развитие интриги.

Прокофьев сам разработал либретто оперы. Ее партитура была завершена к октябрю 1919 года. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. 18 февраля 1926 года постановку «Любви к трем апельсинам» осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета; в 1927 — Большой театр Союза ССР в Москве.

Одной из следующих стала история о кровожадной китайской принцессе Турандот, «Принцесса Турандот» (1762) относится к лучшим произведениям Гоцци. Здесь уже нет магических превращений людей в животных и статуи. Мотивы ее более реальны. Гоцци хорошо знал сборник персидских сказок, изданный известным ориенталистом Пети де ла Круа в 1712 году, и комическую оперу  «Китайская принцесса».

Для театра имени Евгения Вахтангова в России «Турандот» долгое время была визитной карточкой. 

Покоренный талантом Гоцци, Фридрих Шиллер переделал для сцены Веймарского театра «Турандот», эту, пожалуй, лучшую вещь итальянского писателя.    По сюжету пьесы Гоцци Джакомо Пуччини создал оперу «Турандот».   Работа композитора над «Турандот» длилась с лета 1920 года до самой смерти композитора в 1924 году. За это время он успел написать около трёх четвертей предполагаемого объёма оперы, не завершив последнего дуэта Турандот и Калафа и заключительной сцены III акта. В настоящее время опера известна в версии, оконченной усилиями младшего друга Пуччини Франко Альфано.

Сюжет оперы строится вокруг истории любви жестокой принцессы Турандот и принца Калафа. Как и в сказке Гоцци, Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит Турандот в жёны, а ответивший неверно будет казнён. После ряда перипетий Калаф отгадывает загадки и получает Турандот, наконец уступившую силе чувства. Побочной линией является история влюблённой в Калафа рабыни Лиу. В отличие от пьесы Гоцци, где соперница Турандот Адельма была коварна и хитра, Лиу воплощает собой только трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией.

Под конец жизни написаны знаменитые «Бесполезные мемуары». Закончены они были в 1780 году, но напечатаны только через семнадцать лет.

По мотивам произведений Гоцци «Турандот», «Любовь к трем апельсинам» и «Король-олень» были сняты фильмы на киностудии имени Горького. Другие пьесы Гоцци – «Зеленая птичка», «Синее чудовище», «Женщина-змея» — также представлены на подмостках различных театров мира. Ставятся они и сейчас, вызывая неподдельное восхищение зрителей.

В музыкально-нотном отделе имеются нотные издания произведений С. Прокофьева и Д. Пуччини.

Список нотных сборников из фондов музыкально-нотного отдела

  1. Д. Пуччини. Турандот., Лирическая драма в трех действиях, 5 картинах., клавир. Либретто Адами Д. Симони Р., /ред. Толстой Н.Д., Музыка., Ленинград, 1980.,448 с..
  2. С. Прокофьев. Арии и сцены из опер. Для тенора в сопровождении фортепиано. Музыка., Москва. 1978., 60 с.
  3. С. Прокофьев. Соч. 33. Любовь к трем апельсинам. Опера в 4-х действиях. Клавир., Либретто автора по книге К. Гоцци. /Ред. Духин Б., Матвеева И./Музыка., Москва. 1983. 296 с.

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И.