Час поэзии «Причастный к тайнам» — к юбилею А.Блока (140 лет со Дня рождения поэта).

«…Я разговор веду высоким ладом песни…» (А. Блок)

Для русской культуры взаимодействие музыки и поэзии представляет непреходящий и характерный интерес. Сегодня мы поговорим, о музыке в жизни Александра Блока — великого русского поэта, чья причастность к музыке одновременно многопланова, глубока и в высшей степени своеобразна. Есть поэты, чьё творчество обладает особой впечатляющей силой. Слышишь их имя — и тут же начинают всплывать в памяти незабываемые образы, звучать знакомые поющие строки. Таково искусство Александра Блока — одного из замечательных художников слова ХХ века. Блок — один из самых музыкальных поэтов современности. Музыка была для него синонимом истины, символом живой жизни: «музыка творит мир», «…музыка дышит, где хочет: в страсти и в творчестве, в народном мятеже и в научном труде…» «ничего нет нужнее музыки на свете…только музыка необходима», — записывал Блок в дневнике, и — можно ли полнее и безоговорочней выразить преклонение? — он, поэт до мозга костей, музыку объявил искусством более совершенным и могущественным, чем поэзия!

Вот уже более полувека поэзия Блока привлекает к себе неослабевающее внимание музыкантов разных поколений, разных индивидуальностей. Есть поэты глубокие, с удивительно тонким мировосприятием, сфера которых — преимущественно лирика. Таковы, к примеру, Фет, Бенедиктов. Есть поэты поражающе многогранные, чьё творчество — целый мир, где сочетаются лирическое, трагическое и эпическое, народное и личное, история и современность. Таковы Пушкин, Гейне, Лермонтов. Таков и Блок. Стихи Александра Блока настолько приближаются к музыке, что звуковой их образ запоминается подчас прежде конкретных слов, западая в душу как выражение их сокровенного смысла. Поэзия Блока вся пронизана напряжённым мелодическим током, острыми контрастами, прихотливой ритмикой; голосами скрипок и свирелей звуками бубна и литавр, аккордами гитарных струн и целых оркестров насыщены поэтические образы стихотворений разных лет, нередки в них явные и скрытые цитаты из арий знаменитых опер, из песен и романсов… Поэзия Блока оказала большое влияние на музыкальное творчество многих композиторов. Свидетельство тому — появление музыкальных произведений, связанных с именем поэта; они принадлежат перу композиторов разных поколений. «Я не знаю высшего наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока» (Б.В. Астафьев). Мысль о всемогущем духе музыки, упорно кидаемая Блоком, представляется неясной лишь до тех пор, пока не осознаёшь её в процессе слышания его стихов.

Ю. Потеенко — «Девушка пела в церковном хоре»: стихи — А.Блок, музыка — Есмольянинова.

Две большие темы, главенствующие в творчестве поэта определили основные направления музыкальной блокианы. Одна из них — лирическая, другая — гражданственная. В эволюции музыкальной блокианы эти основные идейно-тематические сферы творчества Блока представлены неравномерно. В разные периоды то одна, то другая выходила на первый план.

Сергей Зыков — «Россия»: стихи А. Блока, музыка — С.Зыкова.

Композиторы обратились к поэзии Блока при его жизни. Исключительно велико было обаяние его имени, широка популярность его творчества. Московский композитор Николай Рославец присылает Блоку свои романсы на его тексты. А.К. Глазунов намеревается писать балет по сценарию Блока. М.Ф. Гнесин создаёт музыку к драме «Роза и крест». В 1918 году поэт пишет стихи для кантаты Шапорина «На поле Куликовом». Создают романсы на блоковские стихи А. Гречанинов, С. Василенко. Некоторые стихотворения Блока стали основой в начале века мелодекламаций (А. Вертинский, Е. Вильбушевич, И. Сац). Композиторов в то время привлекает в основном блоковская лирика. Музыканты стремятся к бережной и чуткой музыкальной подаче слова. Музыкальность, напевность стиха становится критерием первостепенной важности и для композиторов, отбирающих тексты для своих сочинений, и для поэтов.

Ирина Крутова — «Буйный ветер играет терновником»: стихи А.Блока, музыка А.Вертинского.

Крупные сочинения на блоковские стихи и сюжеты — это симфонии, камерно-инструментальные произведения и хоры. Но романсовый жанр преобладает. В массе своей блоковские романсы представляют разного вида «стихотворения с музыкой». Лучшими достижениями раннего периода творчества А. Блока в жанре романса следует считать произведения В.В. Щербачёва и Н.Я. Мясковского. Щербачёва отличает и необычная жанровая широта воссоздания блоковской поэзии: сюита «Нечаянная радость», романсы, вторая симфония Романсы Мясковского лежат в русле его Шестой симфонии. Среди других воплощений поэзии Блока в симфонических жанрах следует отметить «Симфонический фрагмент» А. Крейна и Пролог В. Крюкова к драме «Незнакомка». Также поэзия Блока представлена в хоровом творчестве. Здесь преобладающее значение приобрела тема революционных бурь, «вихря эпохи» (исключение составляет лирическая хоровая поэма А. Лурье «В кумирне золотого сна»). Блоковская поэзия монументализируется («Скифы» М.Юдина), в ней подчёркиваются, порой прямолинейно, черты народности (в хорах Н.Чемберджи, К Шведова).

Хор пермского театра — «Незнакомка» стихи А. Блока, музыка Ю.Фалика.

Решающим моментом в блокиане является обращение музыкантов к героико-тематической тематике Блока, привлекают к себе внимание его раздумья о судьбах Родины. Симфония-кантата «На поле Куликовом» — наиболее характерное произведение в музыкальной блокиане того времени. Значительное место в советской музыке сохраняет лирическая тема блоковской поэзии. Но на первый план выходят более объёмные и монументальные жанры — симфония и опера. Камерный раздел блокианы образуют сочинения Ю. Шапорина, И. Адмони, Б. Гольца и др.

В музыкальной блокиане исключительное место занимает поэма «Двенадцать» (Салманов, Пригожин, Тищенко и др.). Почти все крупные композиторы откликнулись на поэзию Блока. Главенствующие темы его творчества получили широкое и разнообразное воплощение в музыке. В наши дни поэзия Блока продолжает восприниматься объёмно и глубоко. Поэтическое наследие Блока таит новые открытия, неисчерпаемые богатства, которые ждут своего претворения в музыке.

Евгений Дятлов — романс «Неверная»: стихи А. Блока, музыка Е.Дятлова.

Блок сожалел, что ему не удалось стать музыкантом. Но его исключительно чуткий творческий слух дал ему возможность стать поэтом-музыкантом, и «вечно поющее» в нём словно пересилилось в его поэзию, стало «внутренней музыкой» его стихов, о которых столь ярко сказал К. Паустовский: «Стихи Блока нечто высшее, чем только одна поэзия — это органическое слияние поэзии, музыки и мысли».

Представляем Вашему вниманию книги из музыкально-нотного отдела о творчестве А. Блока, о значение музыки в жизни поэта и о музыкальности его стихов. А также ноты с романсами на стихи А. Блока.

Блок и музыка: сборник статей /Сост. М.Элик; под общ. Редакцией Г.Орлова. — М.: Советский композитор. — 1972. — 280с. Открывают сборник две статьи литературоведческой направленности. Впервые публикуется работа Игоря Глебова (Б.В.Асафьева), представляющая собой опыт постижения поэзии Блока как `видения мира в духе музыки. Затем следуют три статьи обзорного характера (С.Волков, Р.Редько, Л.Данько). Остальные статьи монографичны: они посвящены месту поэзии Блока в творчестве наиболее выдающихся советских композиторов и анализу конкретных произведений на его стихи (таковы статьи Т.Болеславской, А.Сохора и М.Элик, Т.Курышевой, А.Стратиевского). Сборник завершается нотографическим справочником, призванным с возможной полнотой отразить дореволюционную и советскую музыкальную блокиану — круг произведений разных жанров и форм, связанных с текстами, сюжетами и образами блоковской поэзии.

Блок и музыка : Хроника. Нотография. Библиография : [Справочник] / Сост. Т. Хопрова, М. Дунаевский ; [Вступ. Статья Т. Хопровой, с. 5-37]. — Ленинград : Советский композитор. Ленинградское отделение, 1980. — 222с. Издание справочника «Блок и музыка» приурочено к столетию со дня рождения великого русского поэта. Музыканты неизменно обращались и обращаются к Блоку. Поэт притягивает к себе многогранностью поэтического видения мира и неповторимой музыкальностью стиха. В справочнике два основных раздела: Музыкальная хроника жизни А.Блока и Нотография. В музыкальной хронике впервые сделана попытка систематизировать, свести воедино многочисленные факты разносторонних связей Блока с музыкой. В нотографии с возможной степенью полноты отражена русская дореволюционная и советская блокиана.

Романсы на стихи А. Блока [Ноты] : [для голоса в сопровождении фортепиано / составитель В. Веселов]. — Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1975. — 47с.

Хопрова Т.А. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. — Ленинградское отделение: Издательство «Музыка». — 1974. — 152с. Предлагаем вам книгу Музыка в жизни и творчестве А.Блока, рассказывающую о впечатлениях детства и юности, театрально-концертной жизни Петербурга, о звуковом мире Блока.

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.