«В каждой музыке Бах, в каждом из нас бог»- к 80 — летию И. Бродского. Рандеву с поэзией.

Бродский Иосиф Александрович родился 24 мая 1940 года в городе Ленинграде. Иосиф Бродский — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, а также поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Свои стихи Иосиф Бродский писал в основном на русском языке, а эссеистику — на английском. 

Всякий, кто интересовался поэзией Иосифа Бродского, знает, кем стал сын отставного военного Александра Ивановича и бухгалтера общественной бани Марии Моисеевны, — нобелевским лауреатом.

В 1964-м поэта и переводчика Бродского осудили по статье «Тунеядство». Его слово, его рифмы не были признаны трудом. И вот по статье будущий нобелевский лауреат был отправлен в свою первую ссылку. «У меня есть читатели, зачем мне одобрение каких-то партийных ослов?» — фраза из доноса, который написали на Бродского и с которой началось дело о тунеядстве. Суд над поэтом стал одним из факторов, который привел к возникновению правозащитного движения в СССР. При активном участии поэтессы Анны Ахматовой шла защитная кампания за Иосифа Бродского.

«Какую биографию делают нашему рыжему!» — так охарактеризовала судебный процесс, который учинили в феврале 1964 года над Бродским, Анна Ахматова.

Бродский не был диссидентом. Просто в советском Ленинграде он жил так, будто никакой советской власти не существовало. В его коммунальных «полутора комнатах» читали Одена, пили виски, иностранные студентки, случалось, засиживались до утра. Сбежавший из восьмого класса школы, работавший помощником прозектора в морге, ленинградский мальчик Иосиф Бродский мечтал стать мировым поэтом. И стал. Навязав миру свою конституцию.

В мае 1972-го, накануне визита в СССР президента Никсона, Бродского вызовут в ОВИР и предложат: либо уезжай, либо снова сядешь.

4 июня 1972 года самолет с Иосифом Бродским на борту вылетел из Ленинграда в Вену. И началась жизнь, о которой на родине поэта знают совсем немного.

Бродский читал лекции в лучших университетах мира, в нескольких преподавал постоянно русскую и американскую литературу. Прилетев в 1972-м в США, Бродский получает место преподавателя в скромном университетском городке Анн-Арбор. Здесь Бродский получает 12 тысяч долларов в год (до вычета налогов) и ведет два курса: русская литература XVIII и XX веков. Новый преподаватель похож на ворона и говорит по-английски на каком-то вороньем наречии. Бродский постоянно жалуется декану, что студенты его малограмотны и совершенно ничего не знают. Уже после Нобелевской премии на вопрос учеников, зачем он до сих пор преподает , Бродский ответит: «Просто я хочу, чтобы вы полюбили то, что люблю я».

Многие студенты вспоминают Бродского как человека «восхитительно некорректного». Начав преподавать в Америке в самый разгар холодной войны, он повесил на двери своего кабинета листок Here are Russians. (В те годы была популярна фраза «Русские идут», листок гласил: «Русские дошли».) А однажды, разбирая со студентами «Гамлета», он спросил: «А где находится Датское королевство, Дания?» и, когда никто не смог ответить, разозлился: «Нация, которая не знает географии, заслуживает быть завоеванной!»

Преподавание не мешает ни академическому, ни поэтическому взлету Бродского. Именно в Новой Англии он преодолевает свой главный американский страх, что не сможет писать по-русски, как прежде. Выходит сборник его американских стихов «Часть речи». Но услышать их должны те, кто по ту сторону океана: «Колыбельную Трескового мыса» он посвящает своему сыну, Андрею Басманову, а самое пронзительное «Ниоткуда с любовью» — Марианне Басмановой. М. Б., музе, матери его сына.

С 1980 года Бродский живет на два дома: Саус-Хедли и Нью-Йорк. Бродскому уже открыты все двери Нью-Йорка. Его «продюсеры» — Сьюзен Зонтаг и чета Либерман — одни из самых влиятельных людей в американском интеллектуальном истеблишменте. Либерманы — это Алекс Либерман и Татьяна Яковлева. Татьяна — безответная парижская любовь Маяковского. Алекс — скульптор и редакционный директор таких журналов, как Vogue и Vanity Fair. Он становится своим именно в издательской нью-йоркской тусовке. Бродский освоился там лучше, чем можно было предположить. В Нью-Йорке Бродский был уже не просто поэтом, он стал человеком литературы и общественной фигурой.

Далее должность — «поэт-лауреат». По сути, министр поэзии с годовым окладом 35 тысяч долларов. В Америке стихи в Белом доме читали лишь однажды — Роберт Фрост на инаугурации Джона Кеннеди. В нынешней демократии поэт-лауреат — скорее клерк. Обязанности главным образом сводятся к организации выступлений, скажем, тех или иных поэтов, которые Бродскому кажутся достойными.  Его главная радость здесь — балкон с видом на Капитолий, где можно курить, глядя на памятник Линкольну. Недалеко Белый дом. и снайперы. Здесь, в Вашингтоне, Бродского принимает Рональд Рейган. Однажды в библиотеке конгресса поэт встретится с Горбачевым. «В мой кабинет постучала секретарь и сказала: „Иосиф, к вам пришли“. Вошел Горбачев, я посмотрел на него и чуть не заплакал».

В начале 1990-х, за несколько лет до смерти, Иосифа Бродского спрашивали о возвращении домой. Поэт отшучивался: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».

С каждым годом здоровье поэта ухудшалось. В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна.

Иосиф Александрович Бродский умер в ночь c 27-го на 28 января 1996 года года — за четыре месяца до своего 56-летия. Причиной смерти стала внезапная остановка сердца. Его отпевали в Нью-Йорке, в церкви Благодати. Депутат Галина Старовойтова предложила похоронить поэта в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Но он очень любил Венецию и его выбор был сделан в пользу острова Святого Михаила Архангела в венецианской лагуне. На надгробной плите Иосифа Бродского слова Проперция: «Со смертью все не кончается»

На прощанье – ни звука.

Граммофон за стеной.

В этом мире разлука –

Лишь прообраз иной.

Бродский прошел путь — разлуки со всем дорогим при жизни – родиной, родителями, возлюбленной. Его стихи — эксперимент врача на самом себе: испытание болью.

Поэзия опального стихотворца

По словам самого Иосифа Бродского, стихи он начал писать в восемнадцать лет, но есть несколько стихотворений, датированных 1956-1957 годами. Марина Цветаева, Евгений Баратынский и Осип Мандельштам очень сильно повлияли на творчество поэта. Поэзия Бродского в некотором роде крайне нетипична для русской традиции стихосложения. Стихи Бродского и их переводы печатались за пределами СССР с 1964 года.

Не выходи из комнаты

Стихотворение «Не выходи из комнаты» написано Бродским в 1970-ом году, когда ему было 30 лет. В СССР это время Брежнева. Многие уже усомнились в скорой победе коммунизма и в обществе начинают укрепляться мысли, противоречащие политике партии. Между тем, большинство людей жило двойной жизнью, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства. В самом стихотворении отчётливо прослеживается тема усталости поэта от клещей режима. Он считал, что свободы для самореализации он получить не мог. В первом четверостишии задаётся главная литературная тема — «не выходи из комнаты». За дверью бессмысленный мир, в котором всё предопределено: он принадлежит номенклатуре, и даже возглас счастья не имеет в нём смысла. Особенно интересна вторая строчка. «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?» Трагедия уставшего человека. Его не волнует, что творится вокруг. Бытовая пошлость на фоне личной трагедии.

Бродский к моменту написания данного стихотворения, уже устал от Советского общества, ему было в тягость общаться со строителями социализма. В своей комнате он чувствовал ту недосягаемую снаружи, творческую свободу.Очистись от всего и возвысься над самим собой. Ницшеанская идея во всей красе. Переработанная Бродским в нечто новое, она предстаёт перед нами в прекрасном, глубоком, и очень тяжёлом стихотворении.

Бродский и музыка

Поэзия Иосифа Бродского музыкальна. Он не любил, когда на его стихи писали музыку. «Поэт — это последний человек, кто радуется тому, что его стихи перекладываются на музыку», — заявил он в диалогах с Соломоном Волковым. И в этом была своя правда, своя высшая логика.
Бродский был очень музыкальным человеком. Он очень любил Вивальди, Перголези, Баха, Перселла, Гайдна, Моцарта, романтическую музыку. Среди его друзей было очень много музыкантов: Мария Вениаминовна Юдина, Елизавета Леонская, Владимир Фельцман. Он приходил на их концерты. А порой, даже приезжал в ту страну, где должен был состояться концерт любимого им исполнителя.  Но музыку, написанную на его собственные стихи, категорически не принимал, и не воспринимал. В конце восьмидесятых, в начале девяностых годов «хлынул» поток вокальной музыки на его стихи. К поэзии Иосифа Бродского обращались Борис Тищенко, Борис Чайковский, Игорь Егиков, Сергей Слонимский и многие другие композиторы. Бродский стал культовой фигурой, он был в моде. Из московских и ленинградских интеллигентских квартир они разлетались действительно по всей стране. Иосиф Бродский шел к своей аудитории на исцарапанных пленках самодельного «магнитофониздата» или под гитару в хорошей компании.

Песни на его стихи поют сегодня: барды-Евгений Клячкин, Александр Мирзоян; певицы-Елена Фролова, Елена Камбурова, Диана Арбенина, Светлана Сургачева; рок-музыканты-Александр Васильев (группа «Сплин»); Вася Обломов, известный своими сатирическими песнями.

Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь