Обозрение: «Танец в мировом искусстве» — к Всемирному Дню танца»

Международный день танца — праздник, посвященный всем стилям танца, отмечается 29 апреля. Инициирован в 1982 году Международным советом танца ЮНЕСКО. По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.

  Дата была предложена педагогом и хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре, вошедшем в историю как «отец современного балета»

Жан — Жорж Новерре (1727—1810)

Обратимся к истории возникновения танцевальной музыки. В разных культурах народов мира изначально формировались свои танцевальные традиции — структура, содержание, типология, ритмика. Попробуем попутешествовать и отправиться в те далёкие времена, когда формировалась танцевальная культура разных стран и народов мира. 
У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев — павлина, у якутов — медведя. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца завораживают зрителя. Основу индонезийского танца составляют фиксированные четкие па; в музыке преобладают ударные инструменты, а также пятиступенный звукоряд, позднее – семиступенный, музыка исполняется на инструменте, сходного с гитарой.  В индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который, танцуя, из» хаоса создал Вселенную». 

В древности китайский танец выполнял не столько развлекательные функции, сколько просветительские. Музыка строилась по системе китайской пентатоники, либо в лидийском народном ладу. Так, исполнители китайских танцев посредством движений «рассказывали» зрителям об устройстве мира. Здесь уместно вспомнить африканские народные танцы и ритуалы шаманов. Обычно эти танцы длятся очень долго — несколько часов или даже от захода до восхода солнца. Их ритмический рисунок согласован с ритмикой ударных инструментов — тамтамов, бубнов. Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников.

В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце делает Гомер в своей «Илиаде» — он описывает chorea (греч. хоровод, пляска). Греческий философ Аристотель приравнял танец к поэзии. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров. В современной Греции танцевальное искусство популярно и в настоящее время. Сиртаки – самый популярный греческий народный танец, исполняемый группой людей. Начинается танец в медленном темпе с постепенным ускорением движения. Музыка исполняется в сопровождении бузуки (струнный щипковый инструмент). Наиболее популярные композиторы и исполнители: Микис Теодоракис, Сакис Рувас.

«В стране прекрасной, мужественной, древней
Земля родит мыслителей, поэтов,
И я Творца благодарю за это.
Оливок вкус и розы аромат
И танцы – как вино меня пьянят.
Услада взору и душе отрада –
Как вечность древняя и юная Эллада!»

Греческий народный танец «Сиртаки»

Фольклорный танец — самый древний вид танца. Он находится во взаимосвязи с историей и отражает национальный дух народа. Фольклор — это культурное достояние народов мира, отражающее их обычаи, привычки, музыку, костюмы и историю. Танец бывает двух видов: коллективный (на национальных празднованиях и свадьбах) и танец, исполняемый профессионалами театрального танцевального искусства.                                                     

Наше путешествие подошло к странам Западной Европы. Оказывается, танец менуэт приобрёл огромную популярность ещё в 17 веке и распространился по всей Европе.  Менуэт – французский грациозный танец в трёхдольном размере (3/4), возник от крестьянского бранля, с середины 17 века считается бальным танцем. Менуэт писали композиторы: Ф. Куперен, Ж. Рамо, И. Бах, Ф. Гендель и другие композиторы. Появляются специальные учителя для обучения бальным танцам, создаются школы танца. В XVIII веке получили распространение платные балы; первый общественный платный бал состоялся в 1715 году в Париже. Распространяются новые, более свободные танцы: ригодон, контрданс, лендлер, мюзет. В 1768 в Париже открылось первое специализированное помещение для бальных танцев. Повсеместное распространение получают танцы: галоп, канкан, полька, мазурка, полонез.  Большую популярность эти танцы приобрели особенно в славянских народах.

 Полька – чешский народный танец, живой, энергичный, двухдольного размера (2/4), с середины 19 века распространился по всему миру. Этот танец писали: Б. Сметана, А. Дворжак, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие композиторы.  Мазурка – польский народный танец, стремительный и задушевный, встречаются акценты, смещение на вторую и третью долю, размер ¾. Мазурки писали композиторы: Ф. Шопен, К. Шимановский, М. Глинка, П. Чайковский, А. Лядов, А. Скрябин др.                 

С середины XIX века гавот и менуэт вытесняются вальсом, в развитие которого наиболее весомый вклад внесли венские композиторы И. Штраус-отец, И. Штраус-сын, Й. Ланнер.

Вальс – это романтический, стремительный и лёгкий танец с плавным, беспрерывным кружением пары — стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространился во многие страны мира. Музыкальный размер ¾, предшественник вальса – лендлер. В переводе немецкого языка означает «вертящийся», «кружащийся». С начала XX века в Англии начали танцевать Вальс-бостон, но только в медленном темпе. После Первой мировой войны вальс и вовсе поменялся, изменились движения, но танец не утратил своей популярности. Вальс писали многие композиторы: И.Штраус-отец, И. Штраус-сын. Ф.Шопен, Й Брамс, М. Глинка, П. Чайковский, С Прокофьев и другие композиторы.

Исполнение классического вальса

Корни современного балета уходят во Францию шестнадцатого века — Эпоху Возрождения, где он достиг наибольшего рассвета и полностью финансировался французской монархией. В течение XVIII и XIX веков балет распространился по Европе и превратился в самодостаточное искусство исполнения, ballet d´action («действенный балет», балет с сюжетом). Открылась дверь в мир натуральных балетных костюмов и обуви без каблуков — пуантов, хореографии, декорации, бутафории и других сценических средств. Это все характерно и для Русского балета, начавшего революцию в балетном искусстве, которая продолжается и по настоящее время. Музыку для балета писали многие композиторы: А. Адан, Л. Делиб, Л. Минкус, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, К. Хачатурян, Р. Щедрин и другие.

В конце XIX — начале XX века из стран Северной и Южной Америки появляются танцы: тустеп, блюз, фокстрот, танго, квикстеп, чарльстон и другие танцы. Танго и его история хранит множество секретов. Мало кто знает, что у танца — «африканские» корни и это один из самых экспрессивных танцев, каждое движение в нем пронизано страстью и оригинальностью.  В начале 20 века танго добирается и до Старого Света. Его танцуют не только в аристократических салонах Англии, Испании и России, но и в современном мире. Музыка в размере (2/4) или (4/4), преобладает пунктирный ритм. Популярными авторами были А. Вильольдо, Р. А. Мендисабаль, Х. Мальо, Д. Санта-Крус Уилсон, Э. П. Дельфино, позднее — X. Сандерс, Э. Донато, X. Матос Родригес. Фламенко — не просто танец, скорее это группа танцев. Это целый пласт музыкальной культуры, включающей игру на гитаре, пение. … По другой гипотезе -«фламенко» это происходит от слова «Фландрия»: в конце XVI века в Испанию пришли цыгане из Фландрии, внеся свое в культуру Андалузии. В музыке часто используют фригийские народные лады, даже модуляции, в основном, размер (2/4) или (4/4), встречается пунктирный ритм.  Композиторы, писавшие в стиле фламенко: Антонио Солер, Фернандо Соре, Хоакин Малатс, Исаак Альбенис, Энрике Гранадос и другие.

Начиная с 80-х годов ХХ столетия и до настоящего времени ознаменовано развитие современного танца или (contemporary dance), который стал высокотехничным оружием профессионалов, выступающих на различных сценических площадка театров, залов, ледовых катков. Танец отражает чувства и человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А еще танцы — прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Современные танцы и хореография включают в себя элементы акробатики, аэробики, силовых трюков и пластики.

 МНО ЦГБ им. М. Горького располагает фондом книжной, нотной литературы, а также на электронных носителях по танцевальной музыке и хореографии, по истории развития балетного искусства в России и зарубежных странах, учебно-методические пособия по ритмике и танцам народов мира, энциклопедические и справочные издания по балету и хореографии.

Книжная выставка: «Танец – классический образ эпохи»

В завершении нашего виртуального путешествия по некоторым жанрам танцевальной музыки, попробуем проверить наши знания.   

Мини-викторина: «Танцы народов мира» 

1.Кто из композиторов писал музыку для балета?
2.Назовите виды спортивных танцев.
3.Какие бальные танцы исполняли при дворе?
4.Назовите народные танцы стран Европы?
5.Какой из европейских танцев имеет «африканские корни»?

Материал подготовила к публикации зав.сектором МНО Рычкова Г.В.