«Легенда мирового балета»к 80-летию Владимира Васильева

Наш современник Владимир Васильев — величайший танцовщик ХХ века, один из самых любимых и популярных артистов во многих странах мира. «Слава русского балета», «Чудо», «Феномен в искусстве», «Совершенство», «Гений танца», «Олицетворение благородства, чести и достоинства нации» — это все о нем.

Конечно, можно бесконечно продолжать перечисление возведенных в превосходную степень определений его творчества, всех его титулов и наград, которыми он сам никогда не пользуется, разве что самым дорогим для него званием Народного артиста СССР.  Владимир Васильев представляет собой как раз ту составляющую национальной гордости России, которая укрепляет и возвышает духовную красоту и чистоту народа. Недаром Андрей Вознесенский назвал Васильева «Святым Владимиром нашего искусства».  

Творческое трио: Инна Чурикова Андрей Вознесенский Владимир Васильев

Всем, кому посчастливилось близко пообщаться с этим удивительным человеком, поражались его простотой в общении и отсутствие «звездного» апломба. В этой простоте нет ничего общего с фамильярностью, в ней всегда — уважение и внимание к каждому, независимо от его ранга и положения. Во времена директорства Васильева в Большом театре любой — от известного артиста до техника сцены — мог просто прийти к нему: каждого он выслушивал и, если это было возможно, старался помочь.

С чего же начиналась карьера этого удивительного человека…            Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.   Маленький Володя любил гонять с мальчишками по двору, как все его сверстники в послевоенной Москве, был ловким и упрямым, никогда не пасовал и не сдавался, даже если силы были явно неравны, за что заслужил уважение старших ребят. Однажды, друг из соседнего подъезда, который занимался в танцевальном кружке в Кировском Доме пионеров, предложил Володе пойти на занятия вместе. Так маленький Володя открыл для себя мир танца. С первых же уроков его руководитель — замечательная Елена Романовна Россе, увидела в обаятельном светловолосом мальчике врожденную координацию движений, удаль, легкий и высокий прыжок. У него все получалось сразу и лучше всех, его ставили в пример, на нем показывали все движения.                                                

Владимир Васильев в детстве

В 1949 году после окончания с отличием второго класса общеобразовательной школы по совету Елены Романовны он сдал экзамены и был принят в хореографическое училище Большого театра. А уже через 10 лет заявил о себе как о самом талантливом молодом танцовщике.   Поначалу он мечтал о партиях характерных, гротесковых. Эмоции захлестывали: ему казалось, что это и есть самое главное в танце. Но с первых сезонов в Большом театре, он понял, что на одних эмоциях далеко не уедешь. Васильев часто говорил, что матушка-природа не дала ему идеальных физических данных для классического танцовщика. Однако его неотразимое обаяние, осмысление и одушевление каждого движения, уникальный прыжок и «вращение», — все это сделало свое дело. Васильев стал великим классическим танцором.    

Владимир Васильев в юношеском возрасте.

  Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого театра. С 1958 по 1988 года танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого артиста.

Екатерина Максимова

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Так, танцор стал первым, кто исполнил Иванушку в «Коньке-Горбунке», Сергея в «Ангаре», Спартака в «Спартаке» А. Хачатуряна. В 1977 году выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» специально для Владимира Викторовича.

Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-Гардене. Васильев никогда и не задумывался о том, чтобы безвозвратно покинуть Родину, своих друзей. Даже ради самых заманчивых предложений и материальных благ, которые тогда сулила «заграница». Кроме того, он всегда безмерно любил Большой театр, которому отдал сердце, душу и почти полвека своей жизни. Большой театр для него, пусть и предавший уже не однажды, всегда был и остается родным и любимым.  

Большой театр, Москва

Владимир Васильев проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Владимир Васильев — постановщик балета «Donna nobis pasem»

Таланты Владимира Васильева оказались востребованы также в театре и кино. Драматическая сцена увидела сказку «Принцесса и дровосек» и рок-оперу «Юнона и Авось» — для этих спектаклей Владимир Викторович стал хореографом.

Владимир Васильев — хореограф рок-оперы «Юнона Авось»

Владимир Васильев также снимался в фильмах:

Гениальные люди обычно бывают талантливы во многом: Владимир Васильев ещё увлекался живописью, хотя никогда не считал себя профессионалом в этой области. Были организованы три выставки его картин: две — в доме-музее Святослава Рихтера, одна — в здании Большого театра.

Выставка работ Владимира Васильева в доме-музее С. Рихтера

В настоящее время Владимир Васильев продолжает творческую деятельность. Танцор уже не выходит на сцену из-за преклонного возраста, однако с юношеским энтузиазмом берется за новые постановки, обучая талантливую смену. В свободное время танцор любит путешествовать, открывая новые страны и культуры. Поклонникам же остается надеяться на скорое появление новых постановок великого танцора.        

Владимир Викторович Васильев

Музыкально-нотный отдел располагает фондом литературы по балетному искусству и хореографии, по истории театров оперы и балета крупных городов России, по истории русского балета, по педагогике и психологии танца, по устойчивости и координации в хореографии; для начинающих —  азбука классического танца, размышления известных балетмейстеров и другие издания.

Выставка-портрет «Легенда мирового балета» — к 80-летию Владимира Васильева

Материал подготовила и опубликовала зав.сектором МНО Рычкова Г.В.