«Снегурочка» Римский-Корсаков и Рерих. Эскизы и декорации. Виртуальная выставка (продолжение).

Продолжаем знакомство с выставкой работ Николая Рериха — декорации и костюмы к балету «Снегурочка» композитора Н.А.Римского-Корсакова.

В конце марта наши коллеги https://vk.com/bicgagarina http://bicgagarina.blogs.donlib.ru любезно предоставили музыкально-нотному отделу работы Николая Рериха к театральным постановкам. С выставкой работ можно будет ознакомиться в музыкально-нотном отделе после снятия ограничительных мер на посещение мероприятий в библиотеке.

Значительную часть творческой биографии Николая Константиновича Рериха занимает сотрудничество с театром. С 1905 по 1944 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга-Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.
Произведения театрально-декорационного искусства Рериха хранятся в отечественных и зарубежных, государственных и частных собраниях. Они экспонируются в музейных залах и на выставках.

Работая в театре Рерих оставался мыслителем-философом, поэтом первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Своей духовностью его искусство было близко древнерусской традиции.
Обладая огромнейшей эрудицией, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении. О научном подходе к историческому материалу и безупречном мастерстве Рериха свидетельствует всё его театральное наследие — разнообразное по темам и образам, полное удивительной поэтичности. Театральное наследие Николая Константиновича Рериха весьма значительно в художественном отношении. Оно вошло в золотой фонд русского искусства и обогатило мировую художественную культуру XX века. К началу постоянного профессионального сотрудничества с театром Рерих был уже сложившимся живописцем, обладающим своим почерком, имеющим собственные взгляды на искусство. Обращение Рериха к театрально-декорационному искусству обусловлено тягой художника к монументальным и декоративным формам. Кроме того, сцена позволяла реализовать присущее Рериху стремление к синтезу искусств. «В театральных работах, так же как и в монументальных стенописях, для меня было всегда нечто увлекательное», — признавался художник.
В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.

Николай Андреевич Римский-Корсаков познакомился с пьесой Островского «Снегурочка» сразу после её публикации. О том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу.»

Образ Снегурочки привлекал многих художников. Художник В. М. Васнецов, изначально разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии.

Н.А. Римский-Корсаков

В двадцатые годы прошлого столетия художнику Николаю Рериху предлагают поработать над эскизами для очередной постановки оперы Римского-Корсакова. «Снегурочка» в этот раз должна была предстать перед публикой в новом прочтении. От художника требовалось создать такие образы, в которых виднелось бы новаторское искусство. Было важно отметить, как другие страны и этносы влияли на Россию.

В эту работу художник вкладывал много труда, каждый рисунок создавался с большой ответственностью и кропотливостью. Рерих был уверен, что зрители всегда изучают созданные им декорации. Их мнение было важно для него.

Николай Рерих изобразил истинно русский персонаж, выделив яркие черты русского фольклора и традиций. Рериховская Снегурочка словно появилась из сказки, однако очень отличалась от классического образа, созданного русскими былинами. Многие находили в этом портрете мотивы древнерусской иконы.

При создании эскиза художник потратил много времени на изучение и знакомство с различными произведениями фольклора, старорусских обрядов. Новая постановка оперы имела оглушительный успех. Наряд, в который одел Рерих Снегурочку, был отмечен модницами того времени, которые переняли для себя некоторые его детали. Художник сотворил новую эпоху, привнес совершенно уникальный стиль. Обилие замысловатых овалов и завитушек на платье девушки вырисовываются в причудливый орнамент, чем-то напоминающий герб Сибири. Этой работой Николай Рерих целиком отразил все идеи композитора Римского-Корсакова.

Эскизы костюмов по рисункам Николая Константиновича имели такой успех у публики, что линии и орнаменты их были введены в моду того сезона. Случилось это ещё при подготовке оперы. Рерих вспоминал: «Много лет тому назад у меня была картина “Задумывают одежду”. В этой картине были выражены первые мысли женщины об одежде, первые орнаменты, первые руны украшения.

Вот как американские издания отзывались на происходящее: «Певцы Чикагской оперной ассоциации проявляют большое воодушевление по поводу предстоящих выступлений русской оперы. Мадам Ирен Павловска носит потрясающие русские наряды из тонкого коричневого сукна с отделкой из чёрного бархата, лимонно-жёлтого дюветина и серого меха. Головной убор сшит из серебряной парчи с чёрными бархатными лентами и расшит алым бисером.

Материал подготовила и опубликовала Н.И. Гудзь, зав. сектором читального зала МНО